Продолжение. Начало см.
Антонио Валера о португальских ограждениях и
Антонио Валера о португальских ограждениях (2).
А. Валера указывает на различное топографическое расположение рондел на территории Южной Португалии. Мы можем найти их и на вершинах холмов (Санта-Витория, Оутейру-Алту 2), но они могут находиться и посреди ровных склонов (Ксанкра, Монте-ду-Оливал), в естественных амфитеатрах (Пердигоэш, Параисо), в больших долинах (Порту-Торран) или "сползать" с небольших и плоских вершин холмов, по склонам, на нижние земли (Морейрос 2).
То есть, строители этих сооружений меньше всего заботились о стратегическом расположении этих "крепостей". Ведь обычно крепости строятся на вершинах холмов, или на краю обрывов, при слиянии рек, чтобы максимально затруднить нападающим доступ к самой цитадели.
Конечно, в IV тыс. до н. э. могли быть поселения, окружённые стенами в видах обеспечения обороны от потенциальных агрессоров, но, очевидно, далеко не все ронделы можно причислить к оборонительным сооружениям. Скорее всего, "крепости", если и строились, то "поверх" уже готовых сооружений ритуального характера. Ну, типа, как в СССР православные храмы превращались в овощные склады, а во время войны они использовались как пулемётные точки.
Представляет интерес прямоугольный дом (со слегка закруглёнными углами), с центральными столбами, выровненными по отношению к входу (обращённому на восток), размером 10,5 х 5,5 метров, останки которого обнаружены при раскопках ограждения Сенхора-да-Алегрия в Центральной Португалии.
mage of the house post holes.
Это немного напоминает "длинные дома" носителей культуры ЛЛК. Но, скорее всего, это не жилой дом, а какое-то культовое сооружение, как место собраний.
А. Валера сравнивает ронделы с геоглифами пустыни Наска и задаётся вопросом: а сами-то строители этих сооружений могли охватить одним взглядом всю картину, "нарисованную" ими на земле. Мы сейчас можем снять это с борта самолёта и увидеть на аэрофотоснимке, или на геофизическом изображении, магнитограмме, но с поверхности земли ничего этого увидеть нельзя.
А это карта ограждений на территории совр. Португалии.
Интересно, что внутри этих ограждений находят миниатюрные фигурки из слоновой кости. Вот, например, фигурки животных из ограждения в Пердигоэсе.
Эти очень маленькие скульптуры быка, оленя, птицы, кролика и, возможно, свиньи имеют размер от 1 до 2 см.
Но что это - игрушки, утерянные маленькими детьми, или ритуальные предметы? Про "зайцев Остары" я писал
здесь. Быки, олени, птицы и свиньи тоже имеют богатую символику в контексте матриархальных культур.
А. Валера говорит, что часто предполагается связь рвов и палисадов, но редко демонстрируется. Сам он показывает такую связь на одном примере,
Кинта-да-Ассентада. Вид на несколько небольших рвов и столбовых ям, в том числе внутри рвов, и возможная реконструкция (Valera, 2007)
но при этом говорит, что для большинства объектов, уже раскопанных или исследованных геофизическими методами, эти доказательства отсутствуют, а имеющиеся данные не позволяют сделать обобщённые положительные заявления о связи палисадов со рвами (и тем более с земляными валами).
А. Валера приводит датировку строительства ограждения Пердигоэс (Perdigões): нижний слой внутри рва (ров 6) датирован 3330-3020, малый ров - 3340-3020 и верхняя часть ямы гипогея - 3090-2910 гг. до н. э.
датировка заполнения канав Пердигоэс
И далее он говорит, что в третьем тысячелетии ограждения, подобные Пердигоэс, продолжали расти за счёт строительства новых и более крупных ограждений, достигая 500 м в диаметре и представляя огромные негативные структуры. И он интерпретирует это строительство как "лебединую песнь" неолитических космогоний. Где-то я читал и про сооружение Стоунхенджа как "лебединую песню" неолита. То есть, перед самой смертью, испуская дух, эпоха неолита выдаёт "на гора" свои самые колоссальные сооружения.
Задаваясь вопросом - "почему они круглые?" - А. Валера приводит высказывание Оскара Нимейра:
"Меня привлекает не прямой угол и не прямая линия, жёсткая, негибкая, созданная человеком. Меня привлекает свободная и чувственная кривая линия, кривая, которую я нашёл в горах моей страны, в извилистом пути её рек, в морских волнах, в женском теле. Из кривых линий создана Вселенная - бесконечная кривая Эйнштейна".
Я полагаю, что они круглые, потому что женская матка - круглая. Если понимать ронделу как место "второго (загробного) рождения". Кстати, вот это миниатюрное ограждение вокруг одной могилы как раз лучше всего доказывает ритуальное предназначение рондел. Никому же в голову не придёт сооружать такую маленькую крепость.
Да, и на счёт т. наз. "силосных ям", которые в изобилии представлены на этом изображении. А что, если это останки стволов деревьев священной рощи? Ведь и у нас на кладбищах растут деревья.
Ещё один очень интересный вопрос: почему канавы имеют разную глубину? Ожидается, что канава для выполнения функции обороны или инфраструктуры палисада должна представлять собой общую закономерность с точки зрения глубины. но не тут-то было! А. Валера демонстрирует ограждение, внутренний ров которого в процессе раскопок имеет 1,5 м в глубину на первом плане (задняя часть рва); 1,3 м в глубину на следующем плане; 0,8 у ворот. "Странное поведение глубины этих рвов говорит о том, что они не могут быть связаны с каким-либо видом палисада или регулярного барьера: они были построены для того, чтобы по ним ходили внутри, от поверхности до более глубокой области? Это как-то связано с циркуляцией воды и её накоплением в определённой области рва?" - задаётся вопросами А. Валера. Он обращает внимание на то, как заканчивается один из рвов, представляя его край в виде пандуса, заполненного каменной вымосткой.
Image of the ditch end (after Calado & Rocha, 2007)
Что это - спуск к ритуальному бассейну омовений?
А. Валера высказывает предположение о том, что эти ограждения строились не сразу, а отдельными "модулями": каждый родовой коллектив сооружал свой отдельный участок ограждения. На этом плане видны строительные "стыки" и "перекрытия".
Цитирую: "Раскопанное Эра ограждение в Алентежу подтверждает эту ситуацию. Во внешнем рве мы фиксируем участки разной глубины и ширины, которые накладываются друг на друга, что, несомненно, свидетельствует о том, что окончательный вариант ограждения является результатом последовательности добавления участков рва разных размеров и сделанных в разные моменты времени. Строительство этого внешнего ограждения было длительным процессом. Оно не было сделано сразу. И, естественно, оно не было предназначено для обороны или дренажа".
В принципе, и забор вокруг кладбища может строиться и перестраиваться не одно столетие, разными поколениями людей.
"Когда прекратилось строительство земляных ограждений неолитического и энеолитического типа? Как следует из вопроса, конечно же, в конце энеолита. На самом деле, в настоящее время не известно ни одного случая строительства подобных рвов во втором тысячелетии до нашей эры. Недавно я использовал эту очевидную ситуацию, чтобы утверждать, что неолитические и энеолитические рвы были связаны с определённой идеологией (или космогонией), и что их перестали строить в начале второго тысячелетия именно потому, что эта космогония структурно изменилась в конце третьего тысячелетия", - говорит А. Валера.
А вот этими штуковинами копались канавы вокруг погребений.