В продолжение предыдущей записи "
Матриархат - не от первого рождения матерями, но от духовного "второго рождения"."
"«Матриархат» как мировоззрение - это убеждение в самозарождении жизни и всего вокруг. Всё логично: человек самозарождается в лоне матери, растения самозарождаются внутри земли, и всё в мире тоже самозарождается. Есть только одна субстанция - «материнская», или ещё шире - материя. Ей внутренне присуще развитие. Материя сама по себе, без посторонней помощи, без внешних вторжений рождает различные явления. Она и порождает всё разнообразие мира, в том числе некое специфическое «мужское» начало. И весь материальный мир организовывается и развивается сам по себе. При «матриархальном» взгляде на мир рождение и развитие - это естественный, самопроизвольный процесс", - декларирует К. В. Шумский в своей статье
«Матриархат» и «патриархат» как два типа ментальности.
Ну, допустим, что так оно и есть. И чем автор подкрепляет свою концепцию? Читаем:
"«Матриархальная» ментальность греков запечатлена в хтонических мифах. Их центральной фигурой является некая глобальная «великая мать» или «матерь богов», внутри которой происходят процессы самозарождения (Лосев, 1996:78). Великая мать - это некий колоссальный сгусток энергии, мировой хаос, который сам из себя естественным образом порождает титанов".
Ну, а теперь я приведу
пеласгический миф о сотворении мира:
"Когда Эвринома, богиня всего сущего, в начале творения восстала из Хаоса и обнаружила, что ей не на что опереться, она вначале отделила небо от моря, а затем, танцуя над волнами, поймала и сжала в ладонях северный ветер - и перед ней появился Офион. Чтобы согреться, Эвринома плясала все неистовей, «пока не пробудилось в Офионе желание, и он обвил её божественные чресла и оплодотворил богиню». Затем, превратившись в голубку, Эвринома снесла Мировое яйцо. Великий Змей Офион обернулся семь раз вокруг этого яйца и высиживал его. Потом яйцо раскололось, и из него появилось всё, что только есть на свете: солнце, луна, планеты, звезды, земля и её горы, реки, деревья, травы и живые существа.
Офион и Эвринома обосновались на Олимпе. Затем они уступили Олимп титанам Кроносу и Рее и были низвергнуты в Тартар (по иным источникам - в глубь Океана). Офион боролся с Кроносом врукопашную, но Кронос сверг его и стал править на Олимпе.
По некоторым вариантам мифа, Офион обидел Эвриному, объявив себя творцом Вселенной. «За это ударила она его пяткой по голове, выбила ему все зубы и изгнала в мрачные подземные пещеры, где он беззубо шипит, прельщая неокрепшие души» (здесь Офион выступает как антигерой созидательного мифа, обозначается как сила, противополярная богине; возможно, это более поздний вариант мифа)".
Как видим, концепция К. В. Шумского трещит по швам: богиня всего сущего соединяется со змеем Офионом, и от их связи появляется всё, что только есть на свете. Никаких процессов самозарождения мы не видим.
К матриархальной мифологии Старой Европы мы обратиться не можем, по причине отсутствия письменных свидетельств, однако повсюду мы видим изображения богини в паре с её рогатым возлюбленным.
Иштар из храма финикийцев на Кипре
Мотив букраний пронизывает всё верхнепалеолитическое искусство. Святилища Чатал-Хююка изобилуют бычьими рогами.
Головы быков, украшавших стены в Чатал-Хююке.
Т. наз. "рога посвящения" во множестве встречаются на раскопках святилищ минойского Крита.
Находки (1650-1500 г. до н. э.) из минойского святилища Пискокефалос, Сития Крита. Археологический музей Ираклиона (2020)
Так что, нет и никогда не было никакого "самозарождения материи". Эту современную атеистическую концепцию учёные-эволюционисты, типа И. Бахофена, задним числом "пришили" к матриархальным культам. Бахофен был не только эволюционист, но ещё и "крипто-протестантом". Бывает такое, когда учёный позитивист одной ногой стоит в мире эпирических исследований и научного познания, а другой ногой опирается на мир библейских истин. И он, дабы подчеркнуть превосходство патриархата, наделяет его духовностью, в пику якобы бездуховному матриархату. Отсюда и связка матриархата с материализмом. Но эта связка - чисто умозрительная, спекулятивная, родившаяся в головах кабинетных "учёных христиан" позапрошлого века.