Артур Эванс ещё в 1903 году интерпретировал длинные тройные перья, изящно ниспадающие сзади головного убора "царя-жреца", как перья из хвоста павлина.
Это задаёт вопрос о торговых и культурных контактах (прямых или косвенных) между Эгейским морем и Южной Азией, родиной Индо-Хараппской цивилизации бронзового века.
Anne Chapin и
Marie N. Pareja, авторы статьи "
Peacock or Poppycock? Investigations into Exotic Animal Imagery in Minoan and Cycladic Art", полагают, что такие контакты имели место быть.
На Эгейских островах археологи находят лазурит, сердолик и олово, которые служат индикаторами торговли Крита с регионами, расположенными за горами Загрос. Шахты по добыче лазурита находились на территории Бадахшана (Афганистан), и оттуда он распространялся дальше с течением времени: его можно найти в Маргиане в середине четвёртого тысячелетия до н.э., в Месопотамии в Убайдский период (5 300 - 3 750 гг. до н.э.), в Древнем Египте во второй половине четвёртого тысячелетия до н.э., и в Анатолии в середине третьего тысячелетия. Материал мог появиться на Крите в конце четвёртого тысячелетия, а в долине реки Инд - к началу Хараппского периода (3 300 - 2 800 лет до н.э.).
Украшения из сердолика найдены в Эгейском море на острове Айгина, в тайнике периода EM III.10. Особого внимания заслуживают два различных, но пересекающихся стиля, обнаруженных на бусинах: во-первых, первоначально это были биконические бусины в форме бочонка-цилиндра, форма которых часто встречающаяся в Индо-Хараппской культуре; во-вторых, бусины были уменьшены в размере и на металле были вытравлены популярные месопотамские узоры, которые указывают на чёткий и определённый путь, как эти артефакты попали в Айгину. Таким образом, Месопотамия выступает в качестве своего рода "посредника", через которого проходили товары и материалы, прежде чем попасть в Эгеиду.
Впервые павлины были завезены в материковую Грецию благодаря дипломатическим контактам с Персией в пятом веке до н.э. В Римской империи павлины стали популярны как экзотические домашние животные и как лакомые кусочки на роскошных пирах. В данной связи надо заметить, что павлины тянули колесницу Геры/Юноны и были её священными птицами. Римские легенды о павлинах утверждали, что их мякоть была очень вкусной, что их плоть нетленна, и птицы стали символизировать бессмертие. Говорят, римские олигархи кушали блюда из языков павлинов.
Однако у нас не имеется никаких данных о присутствии павлинов в Средиземноморском мире до исторических времён. Тем не менее, в Эгеиде есть несколько изображений птиц, сделанных из драгоценных материалов, с длинными шеями и пышными хвостами, которые напоминают павлинов, как самцов, так и самок. Наиболее сильные аргументы можно привести в пользу изображения длинношеей птицы с пышным хвостом, вырезанного на бляшке из слоновой кости, найденной в Палайкастро и идентифицированной Р. М. Докинзом в 1904 году как павлин, приземлившийся на землю в скалистом пейзаже. Действительно, общие пропорции птицы, с ее характерным высоким хохолком, длинной шеей, преувеличенным хвостом и длинными ногами (пропорционально короче, чем у цапли) подтверждают идентификацию павлина.
Иконографическую параллель можно найти в культовой сцене, украшающей золотое кольцо, найденное в пещере Порос, близ Ираклиона, Крит. На этом кольце изображена мужская фигура, приветствующая сидящую женскую фигуру (богиню?), которую окружают большие птицы с поднятыми крыльями и опущенными длинными хвостами. Птица слева имеет длинную шею и длинный хвост самки; птица справа, с заметно более короткой шеей, больше похожа на фазана.
Похожая птица с длинным хвостом и короткой шеей летит к мужской фигуре, склонившейся над бэтилом на золотом кольце из Селлопуло, Кносс. Пышный хвост предполагает павлина; более короткая шея - фазана. Возможно, художник спутал эти два вида?
Аналогичная пара противоположных птиц появляется с женской фигурой на золотом кольце (№ 3), недавно раскопанном из гробницы так называемого воина-грифона. Эти птицы, также крупные по размеру, с такими же длинными хвостами, длинными ногами и поднятыми вверх крыльями, опускаются на камни в манере, сильно напоминающей птицу птицу, изображённую на табличке из слоновой кости из Палайкастро. Они приземляются по обе стороны от женской фигуры с посохом, чьи заострённые пальцы ног и развевающиеся волосы наводят на мысль об эпифании. Шеи этих двух птиц, однако, также кажутся слишком короткими, чтобы с уверенностью идентифицировать их как павлинов, - возможно, они также изображают фазанов?
Интересно, что обыкновенный фазан (Phasianus colchicus) не является родным для Греции, а происходит из Азии, и первоначальный ареал вида простирался далеко и широко, от Чёрного моря до Тайваня. Подвид, который сегодня встречается в редких уголках Северной Греции, P. c. colchicus (кавказские фазаны), "похоже, был завезён в Грецию в доисторические времена, вероятно, из Колхиды на юго-восточных берегах Черного моря". Таким образом, похоже, что минойские изображения крупных длиннохвостых птиц - будь то фазаны или павлины (или и те, и другие?) - изображают экзотических птиц, чьи образцы вполне могли быть завезены на доисторические Эгейские острова с востока. И для доисторической публики оба вида, будь то обычный фазан или голубой (индийский) павлин, должны были представлять собой захватывающее зрелище. Они принадлежат к одному семейству (Phasianidae), и их относительно незначительные физиогномические различия (длинная и короткая шея, разница в размерах) могли показаться незначительными по сравнению с впечатлениями от встречи с живыми произведениями искусства, будь то в физической или художественной форме.
Я здесь обратил внимание на сине-голубой цвет павлина.
Я уже касался символики синего цвета в записях
Размышления о синем цвете и
О символике синего цвета. Поэтому повторяться не стану. Имея в виду "загробную" символику синего цвета, павлин действительно представляется птицей "не от мира сего". Да и фазан - тоже.