Марлин Добкин де Риос в своей монографии "Растительные галлюциногены" рассказывает, что ацтеки принимали теонанакатл (божественный гриб) по случаю коронации Монтесумы в 1502 году, для празднования этого события. "Сырые грибы были поданы гостям, которых, как писал Дюран (1964), они словно лишили рассудка, приведя в состояние, намного худшее, чем если бы они выпили огромное количество вина. Участники пира были настолько пьяны, что многие расстались из-за этого с собственной жизнью. У них были видения и откровения, связанные с будущим, и летописцу казалось, что сам дьявол говорит с ними в их безумии".
Интересно, а не вкушали ли древние русы [1] какие-нибудь "божественные грибы" на поминальных тризнах? Дело в том, что вслед за ритуальным пиршеством устраивались игрища. Кое-что об этих игрищах мы знаем от древних римлян, которые превратили их в гладиаторские бои. А у этрусков игрища с военной тематикой были составной частью поминальной тризны. Об этом же говорит и этимология слова "тризна". У И. И. Срезневского под тризной подразумевается «борьба, состязание; страдальство, подвиг; награда; поминки». Некоторые исследователи (А. Мейе, П. Перссон, Ф. Ф. Фортунатов) считали исходным *trizna и сближали её с древнеисландским словом strið, означавшее «спор, война, беспокойство, мука».
Некоторые параллели между пиршеством у ацтеков и пиршеством на тризне имеются. У ацтеков после пиршества "многие расстались с жизнью", и у этрусков ритуальные бои после пиршества иногда заканчивались смертью. Наверно, и древние русы "махались" дрекольем не без ранений. Хотя и без того смерть буквально "витала" над застольем. Из Ибн Фадлана следует, что попойка продолжалась все 10 дней церемонии до сожжения тела (иногда в ходе неё, утверждал арабский путешественник, русы упиваются до смерти).
Г. И. Семирадский. «Тризна русских дружинников после битвы под Доростолом в 971 году». 1884.
Можно уловить единый мотив, исходящий от этрусков, ацтеков и русов. И, по-моему, этот мотив продолжает звучать и поныне. Чтобы его услышать, обратимся к современным новогодним праздненствам, которые тоже длятся несколько дней. Здесь главное то, что пиршество устраивается на переходе от старого года к новому. Сравнение с тризной напрашивается само собой: там застолье было по случаю перехода умершего в потусторонний мир, а здесь застолье устраивается по случаю перехода из "старого" в "новый" год. При этом "буйство" вполне заметно и поныне: я имею в виду хлопки от фейерверков, которые похожи на артиллерийскую канонаду. Кстати, как и на древних тризнах, в наше время новогодние пиршества тоже сопряжены с "страдальством" и "мукой". Не все благополучно выходят из новогоднего запоя. 1 января сего года жене позвонила её сестра и рассказала, что утром скончался муж её подруги; ему уже было под 60, а он "принял на грудь" дозу 30-летнего.
У этрусков на обратной стороне зеркал часто находят изображение горгоны с высунутым языком.
Мне кажется, это изображение подходит в качестве иллюстрации к тризне. Тризна - это время особой близости к потустороннему миру, и поэтому оно "чревато" божественными откровениями, на что указывет высунутый язык. Там могут быть видения и пророчества о грядущем; но там же могут быть и смерти, на что указывает всё тот же высунутый язык, на этот раз язык покойника.
----------------------------------------------------------
[1] Прошу не путать древних русов (= норманнов, варягов) с древними славянами.