Из статьи ЭтноФила "
Почему одни манси не могут жениться на других" видно, что в древности у манси было две фратрии - Пор и Мось. Предком Пор считается медведь, а предком Мось - человеческая женщина.
Экзогамия характерна для родовой жизни. Деление на роды отмечается практически у всех автохтонных народов Западной и Восточной Сибири.
В древности брак не мог заключаться внутри рода, а также с родами общими по происхождению: в отношении к данному роду все остальные роды распадались на две группы - свои и чужие.
Очевидно, деление на две фратрии было первичной формой экзогамии. Существовал запрет на браки внутри фратрии.
манси конца XIX века
Согласно С. М. Абрамзону, двухфратриальная структура обнаруживается у киргизов, туркмен, каракалпаков, казахов, монголов и других народов.
В. Н. Чернецов говорил, что «все племена обских угров, как манси, так и ханты, делились на две фратрии, состоявшие каждая из нескольких родов».Также у ненцев существует деление на две фратрии: Харючи и Вануйто.
Учёный выделял следующие признаки фратрии:
1 Сознание кровного родства. Члены фратрии сознавали себя кровными родственниками, происходящими от общих предков.
2 Экзогамия. Запрет браков внутри фратрии.
3 Единство тотемов. Каждая фратрия считала своим предком определённое животное.
4 Наличие двух фратриальных центров тотемического культа.
5 Соблюдение тайны обрядов и священных сказаний в отношении к представителям другой фратрии.
А. М. Золотарёв показал, что противопоставление членов обеих фратрий друг другу, представления о разных характерах и ином происхождении, подчёркивание их противоположных качеств и даже подшучивание друг над другом - одна из характерных черт дуального деления.
Интересно с этой точки зрения взглянуть на то, что в постсоветской России имеются собственно "русские" и т. наз. "россияне". Не является ли это деление какой-то редуцированной формой первобытной жизни? Сейчас много говорят и пишут, что Россия при Путине "впала в архаику". Но не до такой же степени?! Или в этом что-то есть?
И ещё интересно, что "корневая" фратрия имеет "материнско-женственный" менталитет. Так, люди Мось (это имя считается родственным имени самого народа манси) верили, что они - потомки самой богини земли Калтащ-эквы (иногда в облике тотема - зайчихи) или созданных ею добрых лесных духов Мис. Священными животными фратрии Мось считались зайчиха, гусь, трясогузка, лягушка, щука и конь; символом - созвездие Плеяд (женщины Мось). Священным деревом Мось и Калтащ-эквы была береза с золотыми ветвями, на ней сидели семь кукушек - воплощения человеческих душ. По верованиям хантов, роды происходят «у прекрасного подножия женского дерева для родов» - это древо судьбы, Мировое древо, у корней которого пребывают женские божества судьбы.
Соответственно, альтернативная фратрия наделяется "мужскими" характеристиками: считается, что далёкие предки этой фратрии были пришельцами чуть ли не из загробного мира. Предками фратрии Пор считались злые лесные великаны менквы, которые питались мясом хантов. С этими великанами связана "гора идолов",
Маньпупунёр. Недалеко от плато Маньпупунёр находятся ещё несколько вогульских святилищ - Торе-Порре-Из, Солат-Чахль (Мёртвая гора), где по преданию погибли девять охотников манси, и где погибла легендарная группа Игоря Дятлова (уже в наши времена).
Кстати, в России роль преисподних великанов исполняли то варяги, то монголо-татары, то немцы, то евреи... Они - носители "мужских" качеств по отношению к "корневому" "женственному" славянскому этносу.