Многие археологические раскопки на побережье Перу говорят о давнем употреблении коки. Имеются сведения, что коку выращивали ещё за две тысячи лет до того, как инки образовали свою империю. Шульц утверждает, что кока давно связана с человеческими существами, так как она, насколько известно, уже долгое время не существует в диком виде.
Легенда, объясняющая происхождение коки, рассказывает историю Ку́ка Ма́ма или Ма́ма Ку́ка (кечуа Kuka Mama), которую называли "матерью коки". Когда эта прекрасная женщина была казнена за её сексуальную невоздержанность, её тело разрезали на куски и разбросали по земле. Из её останков выросли кусты коки, подарив свои восхитительные листья людям. Богиня любви у инков представлена с листом коки в руке. По мнению некоторых авторов, это символизирует свойство растения возбуждать сексуальные чувства.
По всей видимости, инки позаимствовали коку вместе с другими растительными галлюциногенами и со временем стали рассматривать её как самое священное растение. Они считали её живым проявлением божественного и обращались с землями, на которых она росла, как со святынями. Инки создавали специальные плантации для выращивания коки - настолько она была важна для них как посредник в общении с миром сверхъестественного. Как и другие галлюциногены, кока использовалась инками для предсказания будущего. Прежде чем предпринять какое-нибудь важное действие, инка советовался с божественными силами: он обращался к коке, чтобы она помогла ему принять решение.
Жевание листьев коки (в зависимости от количества) даёт почти такой же эффект, как и приём кокаина внутрь. Листья жевали, как правило, вместе с шариком извести, которая способствовала реализации их алкалоидных свойств. Известь получали при сжигании стеблей кинои (quinoa), костей животных, морских раковин или известняка.
Кока использовалась не только для того, чтобы войти в состояние транса, она была важным помощником придворных ораторов, или яравеков, мужчин с отличной памятью, обладавших способностью в деталях пересказывать историю своего народа на королевских собраниях. Во многом им помогала система узелкового письма, или кипу. Яравекам было дозволено употреблять коку. Считалось, что растение обостряет их память.
Великий Инка разрешал употребление коки в основном знати и жрецам. Часто он сам одаривал своих придворных кокой. Одежда Инки имела карман, известный как чуспа, чтобы носить с собой листья коки. Хосе де Акоста писал, что во времена правления инков, простые люди не могли жевать коку без разрешения императора или его наместника. Юные аристократы во время церемонии посвящения соревновались в беге, а юные девы подносили им коку и чичу (кукурузное пиво) для поощрения быстроты ног. Воины и гонцы, жуя коку, могли очень быстро преодолевать невероятно длинные расстояния. Однако крестьянину, работавшему в поле, растение было недоступно. Все плантации, на которых выращивали коку, были для него закрыты и принадлежали исключительно великому Инке и его жрецам.
В общем, перед нами пример типичного "полицейского государства". Может быть, оно и развалилось так быстро с приходом испанских конкистадоров, что крестьяне были лишены доступа к священному растению. Они не поддерживали великого Инку, который "прихватизировал" коку, и равнодушно наблюдали за гибелью его империи.
Испанцы, впервые увидев употребление коки в 1533 году, быстро распространили её в массах, и растение приобрело для них экономическое значение. Они давали коку индейцам, работавшим в рудниках и на плантациях, чтобы те могли длительное время обходиться без пищи и воды. Испанцы расширили существующие плантации коки и иногда целиком оплачивали ею рабский труд местных жителей. Однако, в 1560 году церковные власти постановили искоренить употребление коки. Они считали растение частью идолопоклонничества индейцев и, следовательно, порождением дьявола. Под давлением таких взглядов представители короны время от времени издавали указы, запрещающие употребление коки. Вице-король Канете с 1555 по 1561 годы пытался "вырвать растение с корнем", запретив его выращивание. Пятый вице-король Франсиско де Толедо издал около семидесяти распоряжений в отношении коки. Однако все запреты ни к чему не привели, и кока продолжала быть валютой, которой расплачивались за полурабский труд.
(По книге Марлин Добкин де Риос "Растительные галлюциногены")
Из документальных фильмов про коренных жителей Перу, Эквадора и Боливии я понял, что в наше время листья коки жуют в основном крестьяне, живущие в горных деревнях. Если раньше, при владычестве инков, употребление листьев коки было привилегией аристократии, то сейчас, наоборот, коку жуют самые беднейшие слои населения.
Стоит ещё отметить, что индейцы обмениваются листьями коки при встрече друг с другом. Мы говорим кому-нибудь "здравствуйте", а они вместо "здравствуйте" дают несколько листочков коки. Интересный обычай.
Ну и, конечно, сам феномен изменённых состояний сознания (ИСС) обращает на себя внимание. К чему все эти "расширения" (addons) сознания? Какова их роль в антропогенезе? И какова их роль в достижении сверхъестественных способностей?
Очень интересный феномен -
Мирин Дажо.
Click to view
Дажо утверждал, что это не металл проходит сквозь него, а он проходит сквозь металл. Он дематериализовывал тот участок тела, через который проходило оружие. В одном из упражнений, де Гроот наблюдал, как Дажо стал полностью невидимым и материализовался, только когда нарушилось эмоциональное равновесие.
Я более чем уверен, что феномен Мирин Дажо как-то связан с феноменом ИСС. Все эти чудеса происходят в то время, когда сознание как бы "разогревается" и становится "пластичным". Нормальное состояние сознания - "холодное" и "железобетонное"; недаром говорят о "холодном" уме и "железобетонной" логике.
Конечно, жевание листьев коки "разогревает" сознание лишь в самой малой степени. И здесь чудес ожидать не приходится, как и после приёма "на грудь" 200 граммов водки. Однако, ведь, и Элевсинские мистерии, в своё время, тоже начинались с какого-то "разогрева" сознания. Что там культивировалось, - я не знаю. Но - однозначно - и чудеса Элевсина были связаны с ИСС.
Интересно, есть ли в современном мире хотя бы один научно-исследовательский институт, специализирующийся на изучении ИСС? Может быть, ИСС - это самое важное в человеке. Как говорил Антуан де Сент-Экзюпери, "самое важное чаще всего невесомо и невидимо". И вот, может быть, самое важное в мире никто не изучает кроме таких "фриков" как я.