Сергей Кургинян в своей монографии "
Судьба гуманизма в XXI столетии" высказывает предположение о тождестве древнеегипетской богини Нейт и древнегреческой богини Афины, в своей древнейшей ипостаси имеющей прямое отношение к пеласгам (от которых произошёл род Энея, этого создателя Рима).
Богиня Нейт
"В своей книге «Мифы Древней Греции» Грейвс, говоря о рождении Афины, подчёркивает, что именно пеласги считали, что Афина родилась на берегу озера Тритон в Ливии, где её вскормили три ливийские нимфы, носившие козьи шкуры. Об этих нимфах (или героинях, или богинях) говорит и Аполлоний Родосский. Для нас же здесь важно, что Афина, окружённая кормилицами, одетыми в козьи шкуры (и сама одетая в козью шкуру), адресует к пеласгическим, догреческим временам.
Анализируя феномен девушек в козьих шкурах, Грейвс обращает внимание на отождествление Афины и Нейт. Далее он, ссылаясь на Геродота, говорит о девственницах, являвшихся служительницами Нейт. И о том, что эти девственницы ежегодно проводили вооружённые поединки. Якобы в ходе одного из таких поединков Афина, воспитанная ливийским богом Тритоном, убила свою молочную сестру Палладу, дочь Тритона. Причём, когда Паллада уже собиралась наносить удар Афине, Зевс показал Палладе свою эгиду и этим отвлёк её внимание.
Сообщив эти сведения, Грейвс обсуждает передники из козьих шкур как элемент ливийской женской одежды. И приводит высказывание всё того же Геродота: «Одеяния и эгиду на изображениях Афины эллины заимствовали у этих ливиянок. Только одежда ливиянок - кожаная, а подвески на эгиде - не змеи, а ремни, в остальном же одеяние того же покроя». Грейвс также приводит суждение Геродота, согласно которому громкие вопли «ololy, ololy», издаваемые, как сообщил Гомер в «Илиаде», в честь Афины, имеют ливийское происхождение.
Грейвс обсуждает появление переселенцев из Ливии на Крите на рубеже 5-4 тысячелетия до н. э. По его оценке, большое число беженцев-ливийцев из Западной Дельты появилось на Крите после объединения Верхнего и Нижнего Египта фараонами Первой династии. Поскольку при таком объединении пострадал Нижний Египет, Египет Дельты, Египет бога Сета и богини Нейт, то определённые основания для разговора о беженцах, которые из дельты Нила перекочевали на Крит, существуют.
Для Грейвса объединение Египта и исход из него «народа Дельты» - это первый шаг к переносу из Дельты Египта в Грецию культа Нейт/Афины. Второй шаг - экспансия Крита, обеспечившая распространение всего, что принесли на Крит беженцы, на северную (греческую и даже фракийскую) территорию.
Приводя несколько версий происхождения Афины, Грейвс утверждает, ссылаясь на авторитетных для него исследователей, что вся основная история рождения Афины представляет собой только отчаянную теологическую уловку, призванную избавить Афину от матриархальных черт. Эти черты мы имеем право назвать пеласгическими, догреческими и так далее. Грейвс считает, что ахейцы, то есть завоеватели, оседлавшие доахейских афинских пеласгов, настаивали на том, чтобы афиняне признали главенство патриархального бога Зевса. И признали свою главную матриархальную богиню Афину дочерью этого самого Зевса. Грейвс считает, что пионером в деле изгнания ахейцами пеласгического начала из религии и переводом этой религии с направления, задаваемого догреческим пеласгическим матриархатом, на направление, задаваемое ахейским и постахейским патриархатом, является Гесиод. Что он осуществляет серию далеко идущих манипуляций, которые в Новое Время назвали бы идеологическими.
К примеру, когда Зевс проглатывает Метиду, то в идеологическом плане это означает, что ахейцы уничтожают пеласгический культ титанов и приписывают всю мудрость - буквально съеденную Зевсом - этому своему божеству. Тут имеет место нечто наподобие обычая съедать сердце или мозг противника для того, чтобы обрести его силу или его мудрость.
Съедание, по мнению Грейвса, означает покорение, порабощение. Этот ритуал осуществляют победившие сторонники патриархата с тем, чтобы обессилить богов матриархата, а через это и догреческих обитателей Греции, которые должны быть покорены.
Можно было бы упрекнуть Грейвса и тех, на кого он ориентируется, в избыточной фантазийности. Но вот что говорит, вторя по сути Грейвсу, А. Ф. Лосев, вполне академический учёный, один из лучших знатоков античности.
Лосев настаивает на том, что Афина является догреческим божеством. И что поздние мифы о рождении Афины от Зевса и Метиды вписывают догреческую Афину в новую греческую реальность.
Называя поздней версию мифа о рождении Афины, согласно которой:
1) Зевс проглатывает Метиду для того, чтобы она не родила ребёнка, который его погубит;
2) проглоченное мучает Зевса;
3) прибегнув к помощи бога-кузнеца Гефеста, расколовшего ему голову (в иной версии это делает Прометей), Зевс рождает из головы своей богиню Афину (вышедшую в полном боевом вооружении, с воинственным кличем и т. д.);
4) это событие произошло в Ливии у озера или реки Тритонида. И потому Афина получила прозвище Тритонида или Тритоногенея,
Лосев настаивает на том, что такая версия рождения Афины навязана этому божеству матриархата патриархатом.
Тем самым Грейвс, которого можно упрекнуть в мифопоэтической избыточности, и Лосев, этот эталон академичности, утверждают одно и то же.
Лосев утверждает также, что Афина, имевшая огромное значение даже в патриархальный период, в матриархальный период имела значение гораздо большее.
Лосев указывает на сохранение Афиной в патриархальную эпоху некоей относительной «матриархальной независимости». Он указывает также на древнее зооморфическое прошлое богини. И на то, что знаками этого прошлого являются сова и змея (Гомер именовал Афину совоокой, а в орфических гимнах её именуют «пестровидной змеёй»).
Афина со змеем у ноги
Лосев подчёркивает, что об особой роли Афины в покровительстве, оказываемом змеям (то бишь в сопричастности Афины хтоническим культам), сообщают многие античные повествователи. Он приводит сведения Геродота, согласно которым в городе Афины был храм богини Афины. И в этом храме якобы обитала огромная змея, служительница Афины и страж Акрополя. Древнейшие пеласгические Афины и Кекропс... Они же - и Эрихтоний... Хтонические допатриархальные, догреческие культы придавали змеям особое значение.
Лосев пишет, что истоки мудрости Афины в её хтоническом прошлом восходят к образу критской богини со змеями, что сова и змея охраняли дворец Минотавра на Крите.
Крито-минойская "богиня со змеями"
Обсуждая эгиду Афины, чудеса, связанные с её рождением, упавшее с неба изображение Афины - палладий, священное дерево Афины - маслину, именуемое деревом судьбы, - Лосев далее сообщает, что Афина «отождествлялась с дочерями Кекропа», что она мыслилась как судьба и великая мать, как родительница и губительница всего живого. И напоминает читателю о рассуждениях Апулея по поводу «Минервы Кекропической» (Минерва - это римское название Афины - С. К.).
Лосев настойчиво различает Афину эпохи оформления олимпийского культа и Афину как мощную, страшную, совоокую богиню догреческой архаики".
Что Афина имеет до-греческие, то есть пеласгические "корни", я с этим полностью согласен. Однако я не согласен с тем, что С. Кургинян говорит о "миграции" этой богини из дельты Нила - сначала на Крит, а затем в Элладу и на территорию Фракии. Да, Геродот в своей «Истории» (кн. 2, 59) рассказывает об отождествлении египетской Нейт с греческой Афиной (Атеной), но ведь это самое обычное дело у язычников - усматривать в иноземных божествах те или иные качества своих собственных богов и богинь. Афина, действительно, имеет сходство с Нейт. Но она же имеет сходство и с западно-семитской богиней-девой Анат, и с армянской Анаит, и с карфагенской Танит. На самом деле, одна и та же богиня "преломляется" по-разному в разных племенных культах, однако единство образа легко угадывается. Это позволяло римлянам видеть у греков свои божества, а греки видели свою Афину у египтян.