"Матриархальная революция" по Д. О. Чуракову.

Sep 22, 2021 21:27


Д. О. Чураков в своей монографии "Матриархат и рождение Homo creatrix: новые поиски, дискуссии, открытия" (М.: Прометей, 2020) говорит о "матриархальной революции".

С его точки зрения, установление матриархата имело действительно глобальный, гораздо более глобальный, чем это было принято считать, характер, так как перемены оказались действительно всеобъемлющими. Они затронули не только социальную, культурную, религиозную, этическую и т.д. сферы, но и биологическую природу Homo sapiens sapiens. Причём в основе произошедших на заре человечества перемен, как ему представляется, лежали именно биологические изменения, причём в первую очередь - в организме женщины, которые позволили ей стать вершиной антропогенеза и полностью переустроить жизнь на планете, окончательно сделав её разумной.

И далее он пишет:

"В силу указанных выше обстоятельств, в отличие от многих других авторов, я не употребляю понятия патриархальной революции, поскольку изменения, происходившие в период утверждения мужского доминирования в обществе, т.е. примерно 30 тысяч лет спустя и более после появления человека современного типа, не затрагивали биологической основы Homo sapiens sapiens. То есть на этот раз речь шла о переменах лишь в некоторых, в определённом смысле вторичных, производных сферах жизнедеятельности биосоциального существа - человека. Тем самым более приемлемыми мне представляются такие термины, как «патриархальная трансформация», «патриархальные изменения», «патриархальная реформация» и т.д. Впрочем, если учесть, что у полуобезьяньих предков человека в локальных сообществах заправляли звероподобные самцы, то можно, наверное, с известной долей ненаучной иронии говорить о «патриархальной контрреволюции»…".

"Чураков не исключает, что андрократические тенденции стали проявляться ещё в самом конце плейстоцена, когда «после исчезновения мамонтов и других крупных животных, которые прежде всего являлись объектами коллективных форм охоты, роль охотников-мужчин могла действительно несколько усилиться» [1, с. 139]. В результате «отдельные особи мужского пола начинают угрожать роду, локальным сообществам, тянуть человека обратно в дикость, в животное состояние» [1, с. 139] (Цит. по: Глухов С.В. Отечественные последователи Марии Гимбутас : обзор новых источников // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 3: Философия. - 2021. - № 3. - С. 187-200).



"Поскольку момент возникновения Homo sapiens антропологи чаще всего относят ко времени среднего палеолита (около 200-100 тыс. лет назад), не замечая, что в ту пору он не имел ни искусства, ни религии (по крайней мере их физических следов, не считая единичных проявлений), Чураков предлагает «ввести для современного человека… новое имя - Homo creatrix» [1, с. 194]. Новый вид разительно отличался от своих получеловеческих предков - неандертальцев, эректусов и пр. Революционная мутация, которая привела к появлению Homo creatrix, затронула прежде всего физиологию женщины, а за этими изменениями последовала и физиологическая мутация мужчин. Они «становились всё более близкими по своему строению к женщинам в сравнении с брутальными и маскулинными… “настоящими самцами” обезьяньих племён» [1, с. 197]. Что касается женщин, они раскрепостились сексуально, приобретя возможность заниматься сексом вне эструса и даже во время беременности. По мнению Чуракова, это должно было положительным образом сказаться и на плодовитости Homo creatrix. Чураков пишет, что «главенствующим центром всей общественной организации должна была стать и действительно стала женщина с детёнышами» [1, с. 113]. В этом ей сопутствовала и другая физиологическая мутация - появление у женщин менопаузы. После репродуктивного периода женщина реализовывала свои материнские стремления, помогая в воспитании детей других женщин (возможно, своих родственниц), и это видимым образом раздвигало границы того общественного центра, о котором сказал Чураков. В эту же эпоху (верхний палеолит) возникла, как считает Чураков, мораль, любовь и другие нравственные ценности. И наконец, главный аргумент, подтверждающий существование «матриархата» в данный период и затмевающий все предыдущие аргументы, относится к той роли, какую приобрела женщина в религиозной сфере. Погребения верхнего палеолита и начала неолита, как правило, только женские (за редким исключением). Изображающие женщин (возможно, прародительниц) статуэтки «выступают чётким маркером чрезвычайной важности, которым отмечены границы не только зоны первоначального зарождения и распространения матриархата, но и границы, в пределах которых нам нужно искать территорию возникновения современного человечества и, соответственно, современного человека» [1, с. 114]" (Глухов С.В. Отечественные последователи Марии Гимбутас : обзор новых источников).

Чувствуется влияние "матрифеноменной" концепции С. Г. Фатыхова на Д. О. Чуракова, особенно в тех местах, где последний уподобляет первобытную женщину "рогу изобилия", из которого появляется всё то, что определяется ёмким словом "культура".



-------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Чураков Д.О. Матриархат и рождение Homo creatrix. Новые поиски, дискуссии, открытия. - М. : Прометей, 2020. - 314 с.

матриархат, культурология, антропология

Previous post Next post
Up