Оригинал взят у
mazayka_urza в
Шила-на-Гиг и змеи.
Когда пербирала свою информацию о Шиле-на-Гиг, наткнулась на такой интересный рельеф из южного дверного проёма в соборе в Линкольншире.
Адам и Ева сосут большие пальцы друг друга. Вместо Сатаны на изображении присутствует двухголовый змей, который одной головой выжидает на чреве Евы, а вторая голова его поглотила половой орган Адама. Символизм очень сложный, многосоставный. Несколько элементов можно попробовать вычленить. Первое, что приходит на ум - средневековые изображения Терры (земли).
Терра на листах Псалмов (12 или 13 в) из Монте-Кассино.
Терра воспитывает различных животных, в том числе и змей, кормя их грудью.
Терра из Ватикана, 1425
Рельефное изображение Терры, базилика Сан-Марко, Венеция.
На изображении Терры из Риом-эс-Монтаньес, змея переплетает её, а не сосёт. В руках неизвестной мужской фигуры сноп пшеницы, а в роге изоблии, что держит Терра - виноград.
Двухголового змея, переплетающего некую сакральную фигуру, можно увидеть на митраистическом алтаре позднего римского периода с юго-запада Франции.
Фигура человеко-льва зажимает в руке ключ, что символизирует знание, которое приходит на заключительном этапе посвящения в культ; лев же - символ четвёртого этапа.
И (как это не странно) мотив двух змей, сосущих женскую грудь, встречается и в изображениях Шилы-на-Гиг.
Шила из Ломилла де Агуилар (Испания) Шила из Арчинга
Чем дальше в лес, тем выше сосны! Символизм Шилы, конечно, сложен, но вот какая-то связь с древним Божеством очевидна, потому какое-либо сравнение её с сатиристическим или комическим элементом украшений зданий не уместна. В ней переплетены христианские, языческие, философские символы.
О связи Шилы со змеями я напишу ещё.