Эгалитарность и шаманизм.

Jun 22, 2021 09:13

Ну вот и пришло к нам летнее пекло. Липецкую область, где я живу, достал раскалённый "язык" из туркменских пустынь.



В ближайшие 6 дней дневная температура будет +35-37°C.

Обычно меня охватывают грустные мысли при наступлении летнего солнцестояния. Жалко, что лето проходит, и всё такое... Но в этом году всё иначе: поскорее бы оно прошло, чтобы пекло кончилось!

Погода напоминает "ноющий" больной зуб, который хочется поскорее удалить.

В принципе, и сама жизнь при наступлении старости - чем дальше, тем больше - напоминает больной зуб. И смерть, когда "всё болит", кажется избавлением от боли.

Ну ладно, это только "присказка"; "сказка" - впереди.

ESENIA говорит, что "древнее финно-угорское общество было эгалитарным, то есть это было общество, основанное на равенстве всех своих членов и уравнительном обеспечении имуществом и едой. В силу своей эгалитарности, духи финно-угров не были достаточно индивидуализированы, чтобы считаться божествами в том смысле, который придаёт этому слову западная культура".

Да, вот это очень интересная тема для исследования. Сейчас в Сети можно найти заявления о том, будто древним тюркам было присуще т. наз. "тенгрианство". Можно прочитать, что "древние тюрки считали, что Вселенной правит Тенгри-хан - верховное божество" (Источник). Но ведь ханы не всегда были. Когда появились первые ханы у тюрков? Очевидно, тогда же появился и Тенгри-хан. А что было до этого? Родо-племенные духи? Мирча Элиаде писал, что у первобытных людей имеются представления о божествах, сотворивших мир, но это всё dei otiosi (pl. от deus otiosus) "боги отдыхающие". Про них знают, но им не поклоняются и не делают ни идолов, ни храмов в их честь.

В связи с этим возникает прелюбопытнейшая тема крито-минойской богини. Мы же считаем крито-минойское общество эгалитарным. Значит, по идее, не должно было быть на Крите богини, похожей на древнееврейского Яхве. Храмов богини, подобных иерусалимскому храму, на Крите точно не было; изображений богини - всего одно, да и то может быть истолковано как изображение "местночтимого" образа. Мы уже говорили о крито-минойских "корнях" древнегреческого Пана и козлоногих сатиров. Очевидно, леса и речки Крита населяли и другие мифические персонажи. Это было "царство духов". Да и сама богиня в своих "явлениях"-эпифаниях принимала различные виды и образы. От этого, мне кажется, происходит обоготворение животных и растений. Ну а здесь уже шаманизм, потому что шаманам духи являются в образе животных или птиц.

Не претендуя на истину в последней инстанции, можно, по крайней мере, сделать предположение, что шаманство "родственно" эгалитарным обществам.

Интересно было бы реконструировать культ Баала. Википедия говорит, что у него было много "ипостасей": Баал-Вериф, Ваал-Гад, Баал-Зебуб и др. "Первоначально имя Баал было нарицательным обозначением божества того или иного племени, потом местности (Баал Тира, Баал Сидона и др.), в это время его святилища приурочивались к источникам, лесам и горам. В Угарите Баал высоко почитался под именем Балу, имел эпитет Силач и Бык". Это прямо роднит Баала с крито-минойским быком. У этого была были свои жрецы, которые, как говорит Википедия, "в экстазе наносили себе порезы и раны на различных частях тела, чаще всего на запястье и ладонях". Здесь мы видим, с одной стороны, близость к позднейшему культу Кибелы, а, с другой стороны, некоторую близость к ритуальным кровопусканиям американских индейцев, в результате которых они "видели" духов.

Любопытна вражда между иудейским пророком Илией и жрецами Ваала, которых он собственноручно зарезал аж целых 450 штук. Данный факт представлен в церковной живописи, где Илья изображён с обнажённым мечом в руке.



Постфактум жрецам Ваала навешали "дел", которых они не совершали. В статье О "кровожадном" Молохе и жертвоприношении детей я касался этой темы. Жрецы Ваала не были злодеями. Тем более удивительно это "деяние" Илии.

шаманизм, социология, финно-угры, Крит, евреи

Previous post Next post
Up