Massimo Vidale в статье
The Lady of the Spiked Throne. The power of a lost ritual пишет, что, несмотря на усилия Департамента археологии Исламской Республики Пакистан и сопредельных афганских и иранских властей, сотни доисторических могильников были разграблены в сельских районах. Экономический кризис, вызванный распространяющимися вооружёнными конфликтами, привёл к ускорению этого процесса. Ущерб, нанесённый культурному наследию этих стран, не поддаётся воображению.
И затем он рассказывает об одной изумительной находке, о которой уже упоминалось в записи "
И корабль плывёт..."
Автор статьи говорит, что его пригласили "идентифицировать" эту находку "чёрных" археологов, к какому культурному слою она принадлежит, и всё такое.
После долгих рассуждений об уникальности находки и ещё более долгих детальных описаний быкоголового корабля с пассажирами, он, наконец, переходит к интерпретации данного артефакта.
Кто там сидит на возвышении в заднем конце корабля - жрица, царица или богиня, - он, естественно, не говорит, но предполагает, что это всё же человек, а не божество. "Во-первых, поскольку черты лица этой дамы не отличаются кардинально от других женских персонажей модели, и она доминирует в репрезентации в основном из-за "домика" (в котором она сидит), трона и размера, можно считать её как жрицу или королеву, окружённую своими слугами, а не божество". "Во-вторых, взгляды "сопровождающих" мужчин прикованы к возведённой на трон даме, таким образом выражая отношения полного подчинения".
"В-третьих, в этой репрезентации ведущую роль играет женский пол. Не только главная героиня, сидящая на лучезарном троне, является женщиной, но и в центральном ряду сидящих персонажей женские фигурки стоят на первом месте, они выше и заметнее, чем мужчины. Шесть фигурок, играющих - без сомнения - роли подчинённых слуг, являются, несомненно, мужчинами. Это, несомненно, женская демонстрация власти и авторитета, которую необходимо принять как очень неполный, но важный показатель в наших усилиях по реконструкции идеологической и социально-политической картины раннеиндских обществ".
The enthroned lady, frontal view enhancing the armrests in form of humped bulls and the position of the standing male ‘attendants’.
Суждения академических учёных, как правило, очень "расплывчаты", они избегают широких обобщений и не делают далеко идущих выводов. Вот и Massimo Vidale ограничился тем, что описал фигурки, которые мы и так видим на фотках, да осторожно предположил, что перед нами жрица или царица. На этом основании он фактически признал существование матриархата в индо-хараппской цивилизации, хотя и и не сказал об этом прямо. В общем, статья у него получилась длинная, аж на 72 страницы, а проку в ней мало. Жаль мне времени, которое я потратил на её прочтение.