О кикладской культуре (3).

Jun 14, 2021 19:01

Продолжение. Начало см. в Немного о кикладской культуре и О кикладской культуре (2).

Ю. В. Андреев в своей монографии "От Евразии к Европе: Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III - начало I тыс. до н. э.)" (Издательство «Дмитрий Буланин», СПб., 2002) говорит, что с наибольшей полнотой богатый творческий потенциал древних кикладцев раскрыл себя в разнообразных изделиях из камня. "Из камня обитатели архипелага строили свои жилища. Каменными плитами они выкладывали могилы. Из различных пород камня - зеленоватого и чёрного стеатита, многоцветной бречии, голубоватого паросского и наксосского мрамора выделывались всевозможные ценные вещицы, пригодные как в домашнем обиходе, так и для заупокойных приношений. И наконец, тщательно отполированный мрамор был тем основным материалом, из которого изготовлялись знаменитые идолы, ставшие главным символом кикладской культуры".



"В своём подавляющем большинстве идолы, как и почти все другие произведения кикладского искусства, происходят из погребений, куда они попали в составе сопровождающего инвентаря или заупокойных даров. Поэтому, как правило, они совсем невелики (не превышают 20- 30 см в высоту), хотя изредка встречаются и идолы-гиганты, достигающие высоты почти человеческого роста. Такие крупные фигуры, возможно, предназначались для установки в домах или в святилищах. Но в конце концов они тоже попали в могилы, хотя для этого им пришлось сломать ноги и шею".



"В некоторых могилах находят по две и даже большее число таких статуэток. Но в большинстве случаев одному покойнику сопутствует один идол, что позволяет говорить о существовании какой-то сугубо интимной связи между ними.

Облик классических кикладских идолов весьма своеобразен <...> Ноги слегка согнуты в коленях, а стопы почти вертикально вытянуты вниз, как будто идол привстал на цыпочки. Эта достаточно странная поза может быть объяснена, если признать, что идолы не были рассчитаны на строго вертикальное положение, а только на лежачее, что вполне согласуется с их основным назначением - как-то скрашивать загробное одиночество покойника. Руки у большинства идолов сложены под грудью. За немногими исключениями почти все они имеют достаточно ясно выраженные признаки женского пола: большой треугольник в нижней части живота и слегка выступающую грудь.

Идолы-мужчины встречаются сравнительно редко и, кроме чисто физических признаков пола, обычно имеют различные атрибуты (как правило, музыкальные инструменты), указывающие на то особое положение, которое было им отведено среди всего этого класса антропоморфов.



Одновременно с вполне человекообразными идолами канонического типа кикладские камнерезные мастерские изготовляли из того же мрамора фигуры совсем иного рода - без ног, без рук и даже без головы, одно лишь туловище с чрезвычайно длинной конической шеей. Эти, как их называют обычно, «скрипкообразные идолы» пользовались довольно большой популярно­стью за пределами архипелага. Их находят в Трое, на Крите, на южном и западном побережьях Пелопоннеса.



Кого изображали кикладские идолы и в чём заключалось их основное назначение? Однозначного ответа нет. Не вызывает сомнений лишь одно. В представлении самих кикладцев между похороненным в могиле человеком и положенной в эту могилу антропоморфной фигурой должна была существовать какая-то особенно тесная, поистине интимная связь. Не случайно наиболее типичная поза канонических идолов периода Керос- Сирос со сложенными под грудью руками, слегка согнутыми в коленях ногами и поставленными «на цыпочки» ступнями прямо уподобляет каждого из них лежащему на спине или на боку мертвецу. В этой позе видна готовность разделить с умершим его судьбу, быть его поддержкой и опорой в тягостных скитаниях по «миру теней». Но только ли это? Как было уже замечено, подавляющее большинство дошедших до нашего времени идолов несёт на себе более или менее ясно выраженные при­ знаки существа женского пола. Даже на самых примитивных скрипкообразных идолах мы, как правило, видим в нижней части туловища старательно процарапанный резцом треугольник. Следует иметь в виду, что эта деталь имеет в кикладском, да и не только в кикладском, искусстве особое значение как главный опознавательный знак великого женского божества. В этом мы уже могли убедиться, рассматривая символические фигуры на кикладских «сковородках». Но «сковородки» в их антропоморфном варианте представляют в своём лице лишь одну из множества ипостасей или перевоплощений великой богини".

Выскажу здесь своё мнение. Как я уже говорил в статье "Душа" и "птица" - слова женского рода, душа человека - и мужчины, и женщины - представлялась древним людям в виде бабочки или птицы, существ женского рода, по "образу и подобию" великой богини. Может быть, именно поэтому статуэтки, сопровождавшие человека в загробный мир, изготавливались с признаками женского пола? Я слышал, что статуэтки очень редко находят целыми, неразбитыми, а в основном все они разбитые. Может быть, их намеренно разбивали какие-нибудь враги-завоеватели, знавшие, что именно в этих статуэтках заключаются души умерших островитян. Если куколку с гусеницей пронзить иголкой, то из куколки не появится бабочка. Или, как в сказке, если сломать Кощееву иглу, Кощей Бессмертный сразу же умрёт. Если это так, то статуэтки разбивали для того, чтоб умершие больше никогда не воскресли. Кстати, и Ю. В. Андреев говорит, "что, согласно верованиям кикладцев, мраморный идол был необходим в могиле как магическая замена бренного тела мертвеца, как его волшебный двойник, в которого после окончательного истлевания телесных останков могла переместиться его душа, и в этом новом своём обличье либо отправиться в странствие по потустороннему миру, либо, что более вероятно, дожидаться грядущего воскресения и перевоплощения в какого-нибудь другого человека. Эта гипотеза позволяет понять смысл некоторых отклоняющихся от нормы фигур, например идола с младенцем на голове (из Карлсруэ) или двух идолов, несущих на плечах третьего - также, по-видимому, ребёнка".



Между 2300 и 2200 гг. численность кикладских поселений на всех островах архипелага сильно сократилась, и одновременно начался бурный расцвет крито-минойской цивилизации. Говорят, что кикладские мореходы не выдержали конкуренции с "талассократией Миноса". И, скорее всего, кикладская культура "растворилась" в более мощной культуре Крита.



Примерно в это же время, ок. 2200 г. до н. э., погибли в огне пожара наиболее наиболее важные центры раннеэлладской культуры. Следы разрушений, относящиеся к этому времени, обнаружены в Лерне, Тиринфе, Азине, Зигуриесе, Коринфе и других местах. Некоторые из этих поселений были, по-видимому, на долгое время заброшены. "Создаётся впечатление, - пишет Ю. В. Андреев, - что в течение РЭ III периода, т. е. между 2200 и 2000/1900 гг. через Среднюю Грецию и Пелопоннес прошли по крайней мере две волны пришельцев: одна из северо-балканского региона и, может быть, из Подунавья, другая из более удалённых областей Северного Причерноморья. Обе они начали перемешиваться между собой ещё в дороге и окончательно смешались уже после оседания на территории Греции, вероятно ассимилировав при этом и весьма значительную часть местного населения, т. е. носителей раннеэлладской культуры предшествующего периода. Вполне возможно, что какую-то часть пришельцев составляли племена, которые могут быть в достаточной степени условно названы «греками» или скорее «прагреками»."

В общем, кикладская культура, очевидно, "загнулась" не без влияния варваров-ахейцев. Ну и, наверно, кикладцы бежали на Крит. И, скорее всего, именно кикладцы стали первыми учителями, обучившими обитателей Крита столь важному для них искусству кораблестроения и мореплавания.

Эгеида

Previous post Next post
Up