Парменид Элейский и его богиня.

Jun 07, 2021 17:32

Эле́я (др.-греч. Έλέα, Велия, лат. Velia) - древний город, греческая колония в Лукании, на берегу Тирренского моря. Основана ок. 535 года до н. э. фокейцами из Малой Азии, покинувшими отечество после завоевания персами греческих городов Анатолийского побережья.



Г. С. Земляков в статье "Образ «безымянной богини» в философии Парменида и его культовый прототип в древнегреческой мифологии и религии" говорит, что "во времена Парменида (ок. 540 до н. э. или 515 до н. э. - ок. 470 до н. э.) в Элее было вообще только два крупных городских храма. Это были храмы, принадлежавшие Афине и Кибеле. Оба храма располагались друг против друга на не слишком больших возвышенностях, то есть холмах, тогда как жилые постройки, разделявшиеся на южные и северные кварталы, находились у их подножия в низине".

Интересно. Казалось бы, у древних греков был сугубо патриархальный строй, а на поверку выходит, что в Элее храмов не удостоились ни Зевс, ни Аполлон. И сколько было таких древнегреческих городов "Ζεύς-frei"?

"Культ Кибелы пришёл в Элею из её метрополии Фокеи. Этот полис располагался на малоазийском побережье Средиземного моря. Здесь, в восточной области Эллады, были широко распространены малоазийские культы, в особенности культ Великой Матери, которую под именем Кибелы почитали в родном Пармениду полисе, а также в самой Фокее и другой её крупной колонии на крайнем западе ойкумены, в Массалии" [1].

М. В. Скржинская приметила одну интересную особенность культа Кибелы. Излюбленной пищей богини в Греции и на Востоке была молочная еда, в частности сыр и молоко. М.В. Скржинская замечает, что обычно в Элладе Кибеле приносили бескровные жертвы, злаки, горох, чечевицу, ячменную кашу на молоке. Особенно приятной богине была еда из молока, смешанного с сыром и зеленью [2]. На то же обращает внимание О.В. Богатова, отметившая в своей диссертации, что на празднике Кибелы, который проводили в Риме I в. н.э. весной, накануне апрельских ид, Великой матери приносили в храме жертвы в виде деревенского кушанья из сыра и зелени [1, с. 141].

Вполне "вегетарианская" богиня, вовсе не требующая кровавых жертвоприношений.

В данном отношении Кибела имеет некоторое сходство в описании Гомером чародейки Цирцеи (Кирки). Угощением у Цирцеи, которым она околдовывала заблудших к ней путников, было кушанье, состоящее из «сыра, зелёного мёда и ячной муки на прамнийском вине» (Гомер Одиссея X, 234-235. Пер. В. Вересаева). Примешивая к этому кушанью зелье, Цирцея околдовала путников Одиссея (Одиссея X, 233-237. Пер. В. Вересаева):

В дом их Цирцея ввела, посадила на стулья и кресла,
Сыра, зелёного мёда и ячной муки замешала
Им на прамнийском вине и в напиток подсыпала зелья,
Чтобы о милой отчизне они совершенно забыли.
Им подала она. Выпили те.

Кирка у Гомера выступает в роли путеводительницы, указывая Одиссею путь на Итаку. Что касается Кибелы, то и она выступала у греков в роли путеводительницы и помощницы путешественников.

На то, что культ Кибелы должен был играть в Элее важную роль, косвенным образом указывает тот факт, что основой элейской экономики было море, то есть судоходство и посредничество в торговле. Элейская гавань имела вид небольшого залива и была хорошо защищена. «Это создавало условия для ведения морской торговли (в первое время явно посреднической), которая и была главной отраслью элеатской экономики. Недаром эпиклесы важнейших божеств, почитаемых в Элее, были связаны с морем и мореплаванием» [3].

"Следует также отметить, - пишет Г. С. Земляков, - что похожая экономическая и внешнеполитическая ситуация сложилась и в других колониях Фокеи, а также и в самой метрополии элеатов. Фокея была своеобразными воротами из Фригии и Лидии в Грецию. Но затем, чтобы товары шли в дальние уголки Эллады, фокейцы, а позже и массалиоты, создавали небольшие перевалочные пункты, так называемые эмпории, обеспечивавшие стоянку и защиту в них кораблей. Не удивительно, что в крупных колониях Фокеи, как и в самой метрополии, были распространены культы Кибелы. Нужно думать, что данные культы имели то же самое значение, что и в Причерноморье".

Да, я уже давно подметил, что матриархальные культы "конгруэнтны" талассократии и торгово-купеческим обществам. Во-первых, торгово-экономическая экспансия распространяется, как правило, ненасильственными, мирными средствами, а, во-вторых, для прохождения караванов торговых кораблей по морю или караванов навьюченных верблюдов по пустыне, опять же нужен мир.

Также представляет интерес свидетельство Парменида о том, что праздники Кибелы повсюду справляли по ночам. И, надо сказать, довольно шумные были эти ночи.

У орфиков «Мать богов» называется «звонкоголосой Музой», которой (XIV, 3-5. Пер. В. Вересаева):

Любы … звуки трещоток и бубнов и флейт переливы,
Огненнооких рыкание львов, завывания волчьи,
Звонкие горы и лесом заросшие логи глухие.

"Здесь особо стоит отметить, что на празднествах Кибелы также всегда звучали флейты, тимпаны и бубны. По замечанию М.В. Скржинской, праздники Кибелы сопровождались «бурными мелодиями аулосов и громкими ритмическими звуками тимпанов и кроталов» [2, с. 365].

В XXVII орфическом гимне «Матери богов» о данной богине говорится, как о «матери бессмертных», и «рода человеческого», «любящей тимпаны». Она именуется «фригиянкой», «старшей», «всеукротительницей». Поэт взывает к ней со следующими словами (XXVII, 3-8. Пер. О.В. Смыки):

Ныне впряги в колесницу свою со стремительным лётом
Львов-быкобойцев, о ты, скиптродержица оси небесной!
Трон твой - среди мирозданья, великая, - вот и владеешь
Всею землёй, и смертных даришь ты благим пропитаньем,
Ты породила на свет и богов, и род человечий,
Власть твоя вечна над всеми морями и реками всеми.

У Парменида во второй части его поэмы, посвящённой мнению «смертных», говорится о некой богине, которую философ размещает посередине между «венцов», наполненных «Ночью» и «огнём» (Фр.12, 1-6. Пер. А.В. Лебедев) [4, с. 298]:

Те, что поуже венцы, огнём беспримесным полны,
Те, что за ними - Ночью, но брызжет пламени доля,
А посреди них - богиня, которая всем управляет.
Всюду причина она проклятых родов и случки,
Самку самцу посылая на случку, равно и напротив:
Самке - самца.

Что важно, богиня Парменида имеет прямое отношение к рождению и смерти всех живых существ, к круговороту душ, следующих по кругу из мира живых в мир мёртвых и обратно. Подобное же представление о перерождении или метемпсихозе существовало и в пифагореизме, и в орфической религии, которые оказывали какое-то влияние на элеата".

Ну, пифагореизм, на мой взгляд, - это всецело "матриархальная" философия.
---------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Богатова О.В. Культ Великой Матери богов Кибелы в греко-римской древности (К проблеме религиозного синкретизма в античности): диссертация кандидата исторических наук. Санкт-Петербургский государственный университет. Санкт- Петербург, 1998, с. 126-127.
[2] Скржинская М.В. Древнегреческие праздники в Элладе и Северном Причерноморье. - СПб.: Алетейя, 2010. С. 139-140.
[3] Циркин Ю.Б. На краю греческой Ойкумены: фокейцы на Западе: монография. - М.: АРГАМАК-МЕДИА, 2017. С. 191.
[4] Фрагменты ранних греческих философов. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. Ч. 1. М.: Наука. 1989.

реинкарнация, Кибела

Previous post Next post
Up