О земледелии в Маргиане.

Jun 04, 2021 08:50

Из исследования древних культур невольно складывается впечатление, что раньше на Земле к югу от сороковой параллели было больше речек и ручьёв, родников и оазисов.



Многие города Индо-Хараппской цивилизации стояли на берегах рек, которых сегодня нет. И точно так же обстояло дело в Маргиане.

Л.В. Сатаева, Р.М. Сатаев в статье "ЗЕМЛЕДЕЛИЕ В ДРЕВНЕЙ МАРГИАНЕ" говорят о том, что "рубеж III-II тыс. до н. э. открывает эпоху жесткого ксеротермического климата, вызвавшего катастрофическое запустение жизни на существовавших здесь поселениях [1]. <...> Можно констатировать, что климат в рассматриваемый период был не менее аридным, чем в настоящее время, и вероятное его ухудшение в совокупности с изменением положения русла р. Мургаб привело к XVII в. до н. э. к прекращению функционирования поселений Древней Маргианы." И далее: "На ранних этапах существования города [Гонур] (конец III тыс. до н. э.) орошение здесь имело примитивный лиманный характер. Отказ от лиманного орошения, по-видимому, был связан с потерей его эффективности, вызванной снижением уровня р. Мургаб и вследствие этого пересыханием ряда его многочисленных рукавов, окружавших город, произошедшем при дальнейшем усилении аридизации, наступившим в начале II тыс. до н. э."

"Данные о демографии и заболеваниях жителей Гонура, полученные на основании изучения многочисленных человеческих погребений, позволяют говорить об общей благополучности этой палеопопуляции, характеризовавшейся довольно низким уровнем детской смертности, сравнительно высокой средней продолжительностью жизни и, предположительно, значительной плотностью населения. Всё это во многом было обусловлено достаточно высоким уровнем материального обеспечения древнего населения, являвшегося следствием развитого сельскохозяйственного производства.

Думается, что и посредническая торговля имела немаловажное значение в достижении высокого уровня материального обеспечения жителей Гонура и других поселений Маргианы. Одомашнивание в середине III тыс. до н.э. двугорбого верблюда-бактриана (самое удобное средство передвижения по пустыням) и появление четырёхколёсной повозки, запряженной верблюдами в конце ранней - начале средней бронзы резко увеличили мобильность населения и сыграли важную роль в устойчивом развитии дальней торговли в Средней Азии вообще. Тогда, по-видимому, начал формироваться знаменитый «шёлковый путь», и, возможно, первопроходцами этого пути, соединившего Дальний Восток с Ближним Востоком, были купцы из Маргианы.

Обработка земли под посевы происходила вручную с помощью бронзовых мотыг (рисунок 2а), а также с использованием сох, волочимых тягловыми животными - быками и волами (возможно, двугорбыми верблюдами).



На основании находок миниатюрных терракотовых моделей повозок с вмазанными в их переднюю часть головами быков и верблюдов Г.Н. Лисицына [2] предполагает, что пашенная обработка земли в Южном Туркменистане появляется во второй половине III тыс. до н. э. Так, на поселении Улуг-депе (Южный Туркменистан, IV тыс. до н. э.) встречены «отдельные фигурки быков, скорее всего, ритуального назначения, на которых краской нанесён рисунок упряжи» [2, с. 55]. Среди глиняных фигурок животных на Гонуре был найден фрагмент статуэтки быка - вола (передняя часть), вокруг шеи которого проходит хорошо выраженная борозда, вероятно, обозначающая элемент упряжи (рисунок 3).



Заметим, что на памятнике были выявлены достоверные останки кастрированных особей крупного рогатого скота - волов [3]."

Последнее замечание представляет интерес в контексте "грудей" Артемиды, которые, согласно одной версии, представляют собой тестикулы жертвенных быков. Типа, этих животных приносили в жертву богине, а их субпродукты жертвовали непосредственно на статую. Но, может быть, кастрированных волов использовали для хлебопашества, как в Маргиане? В таком случае, становится понятен смысл жертвоприношения богине бычьих тестикул: кастрация является способом перенаправления бычьей "дури" в культурное русло; бык с яйцами в период гона становится неуправляемым и диким, а без яиц он трудится под ярмом земледельца.

"Показательно, что семена винограда, обнаруженные в очагах, представляют собой спекшуюся массу из разноориентированных зёрен, что позволяет идентифицировать их как виноградный жмых, остающийся при отжиме сока. Также в помещениях и погребениях были обнаружены большие сосуды («хумы»), вкопанные в землю, которые могли использоваться для приготовления или хранения вина (возможно, и других продуктов). Это свидетельствует о наличии у древнего населения Гонур-депе виноделия".

-----------------------------------------------------------------------------
[1] Ляпин, А.А. К истории орошения в дельте Мургаба [Текст] / А.А. Ляпин // Труды Маргианской археологической экспедиции. Т. 5. М.: Старый сад, 2014. С. 60-91.
[2] Лисицына, Г.Н. Становление и развитие орошаемого земледелия в Южном Туркменистане [Текст] / Г.Н. Лисицына. М.: Наука, 1978. 240 с.
[3] Сатаев, Р.М. Исторические предпосылки разведения крупного рогатого скота в аридных условиях юга Средней Азии [Текст] / Р.М. Сатаев, Л.В. Сатаева // Вестник Башкирского государственного аграрного университета. 2013. № 1 (25). С. 62-65.

земледелие, Маргиана, бык

Previous post Next post
Up