Всяк ли поднявший камень - человек?

Nov 19, 2017 20:56



«Троглодит», мечущий камень. Фрагмент изображения на карфагенском блюде VII века до н.э., найденном при раскопках в г. Палестрине (Италия).

Интересное изображение. Кто это? Неандерталец? Йети? "Маугли"? Примат? Человек? Чёрт? - Непонятно. Очевидно лишь, что это существо мужского пола, самец.


В сказке «Леший и черти», записанной Зелениным в Вятской губернии, говорится, что леший и черти, не поделив корову, «подняли драчу»: «черти бросают из озера камнями, а лешой вырывает из корень деревья и бросает им в озеро». В «Очерках русской мифологии» Зеленин пишет, что «русалки иногда кидают в людей камнями».
Бросаются камнями и злые духи - шайтан и джинэ (женский пол) - у черкесов-шапсугов. Грузинский леший «чинка», завидев рыбаков, «бросает в них камнями с досады, что те уменьшают его улов». Бросал чинка камни и в крестьянина, караулившего в поле кукурузу. Одно из прозвищ чинки - «камнеметатель».
Таджикское слово «сангазанак» означает «бросающий камни». Согласно А.З.Розенфельд, так в Бадахшане обозначают «мифический персонаж»: «Сангазанак швыряется камнями в горах». «В ванджских говорах для аджины имеется несколько слов-заменителей», в том числе «сангдозак» (швыряющая камни). О.Муродов пишет, что суеверные люди «не оставались ночевать на неубранном поле. Они боялись, что аджина может напугать их своими криками или станет кидать в них камни».

По данным А.П.Окладникова, якутские чучуна «кидали в спящих людей камнями со скал».

Сопоставление: «То, что шимпанзе могут бросаться камнями, мы знали и раньше. Однажды нам с Гуго пришлось испытать это на собственном опыте. Именно таким образом «приветствовал» нас Рудольф, когда впервые посетил наш лагерь. …Неожиданно, увидев прямо перед собой палатку и нас рядом с ней, он как-то странно закричал, выпрямился и швырнул в нашу сторону здоровенный камень, после чего моментально исчез».

Совсем неожиданно данный сюжет отражён в книге В.К.Арсеньева «Дерсу Узала». В гл. 16 рассказывается, как отряд остановился на бивак, «стрелки принялись таскать дрова, а солон (представитель малой дальневосточной народности. - Д.Б.) пошёл в лес за сошками для палатки». Через минуту Арсеньев «увидел его бегущим назад. Отойдя от скалы шагов сто, он остановился и посмотрел наверх, потом отбежал ещё немного и, возвратившись на бивак, что-то тревожно стал рассказывать Дерсу. Гольд тоже посмотрел на скалу, плюнул и бросил топор на землю».
«После этого, - продолжает Арсеньев, - оба они пришли ко мне и стали просить, чтобы я переменил место бивака. На вопрос, какая тому причина, солон сказал, что, когда под утёсом он стал рубить дерево, сверху в него чёрт два раза бросил камнями. Дерсу и солон так убедительно просили меня уйти отсюда и на лицах их написано было столько тревоги, что я уступил им и приказал перенести палатки вниз по реке метров на четыреста».
На новом месте Дерсу и солон стали строить изгородь, «чтобы чёрт со скалы не мог видеть, что делается на биваке». «Мне стало смешно, - пишет Арсеньев, - но я не высказывал этого, чтобы не обидеть старого приятеля».
Источник

От себя добавю ещё, что бросается камнями и полтергейст.

В связи с этим особенно прикольно выглядит вот эта картинка:



(источник картинки)

Если этот каменюка - "орудие труда" лишь потому, что какое-то человекообразное существо манипулировало им, то тогда придётся "приписать" к людям и обезьян, и чертей, и йети с постергейстом, потому что все они швыряются камнями.

В продолжение темы см.: "Метнул гадюка каменюку..."

камень, духи, антропология

Previous post Next post
Up