О
Самаррской неолитической культуре Месопотамии уже говорилось в нашем сообществе (см.
Немного о самаррской культуре).
Это была типично матрицентричная неолитическая культура с часто встречающимся образом Богини.
Но сегодня я хотел бы заострить внимание на свастичном орнаменте этой культуры.
Керамическая чаша с изображением движущихся рыб, птиц и свастики. Самаррская культура. Керамический неолит. V тыс. до н.э.
Это - тоже из Самарры.
А это - из соседней Хассунской культуры, ок. 5500 г. до н. э.
Эта тарелочка - опять же из Самарры.
А эта вещица - из Индо-Хараппской цивилизации, точнее, из города Мергарх или Мергар (Mehrgarh) - одного из наиболее важных археологических памятников Пакистана эпохи неолита (7000 - 3200 гг. до н. э.).
Крито-минойская золотая чашка из Британского музея.1850-1550 гг. до н. э.
А эта штучка - я не знаю, откуда она. Но сюжет вполне знакомый.
Значит, во-первых, свастика существовала уже тогда, когда никаких ариев ещё и в помине не было. Считать свастику арийским символом - это глупость, а привязывать свастику исключительно к германским нацистам - это глупость в квадрате, и даже в кубе!
Во-вторых, очевидно, что изначально свастика была связана с матриархальными культами. Я уже говорил, что свастика теснейшим образом связана со спиралью. (См.
Спираль и свастика.) Спираль же часто изображается в виде набегающих одна на друга морских волн.
Минойские бегущие спирали.
По-моему, невозможно лучше выразить идею бесконечности. Набегающие одна на другую волны... Время как вода... Недаром говорят, что время "течёт"... И утекает, как вода сквозь пальцы...
И вот, здесь мы повсюду видим, что время течёт по кругу, зиму сменяет весна, за весной приходит лето, потом настаёт осень, зима следет за осенью... четыре времени года... Итак, перед нами ни что иное, как «вечный круговорот Вселенной».
Это - центральная идея матриархальной мифологии. Не бойтесь наступающей осени и грядущей за нею зимы, - утешает своих плачущих детей Великая Мать. - За зимой неизбежно придут новые весна и лето.