Автор блога Old European culture в своей статье "
Перо" говорит, что английское слово "fern" (папоротник) происходит от старого англосаксонского "fearn", означающего "перо". Папоротник буквально означает растение, похожее на перо.
"Однокоренные слова встречаются в германских, славянских, балтийских, индоиранских и албанских языках и все они происходят от протоиндоевропейского корня "*pornóm" (крыло, перо), который происходит от ПИЕ корня "*p(t)erH-"(папоротник).
Папоротники - это нецветущие растения. Но, согласно преданиям, содержащимся в славянском, балтийском и германском фольклоре от России до Англии и от Эстонии до Сербии, люди когда-то верили, что папоротники цветут накануне летнего солнцестояния (канун дня Святого Иоанна). Цветок появляется и исчезает почти мгновенно. Добыть этот цветок чрезвычайно непросто. На самом деле это почти невыполнимая задача. И очень опасная... Потому что цветок охраняют злые духи или сам дьявол... Чаще всего хранители цветка папоротника погружают добытчика в магический сон, чтобы он не видел цветущего цветка, а значит, не мог его сорвать. Но злые духи/дьявол также заставляют землю качаться, молнию сверкать, гром грохотать, пламя окружает искателя цветка...".
Я, кстати, об этом уже писал в
Цветок папоротника и проводил связь с мистическим опытом основателя буддизма принца Гаутамы, так что эта тема мне интересна. Однако, вернёмся к статье "Перо" и посмотрим, что там накопал автор блога Old European culture.
В прошлом в Англии папоротники были известны как "кисти дьявола" (Devil Brushes). Дьявол здесь - старый бог грома. У хорватов они назывались Perenovo Tsvetje (Цветы Перуна).
Папоротник, вообще, не цветёт, но есть один папоротник, который известен как цветущий папоротник: Osmunda regalis, королевский папоротник. Osmunda regalis - это вид листопадного папоротника, родом из Европы, Африки и Азии, который растет на лесных болотах и пик его цветения приходится на середину лета...
"Но я не думаю, - говорит автор блога Old European culture, - что ветви Osmunda regalis были пресловутыми цветами папоротника...
Почему? Потому что этот папоротник растёт повсюду. Он цветёт месяцами... Его цветок не трудно найти, и он не появляется в мгновение ока и не исчезает в мгновение ока... Собирать цветы королевского папоротника не опасно для жизни... Это очень просто...
И что тогда? А что, если цветок папоротника вовсе не цветок папоротника? Что если он только выглядит как папоротник (цветок)?
Если бы существовало что-то, что выглядит как папоротник и каким-то образом связано с громом и богом грома... Так и есть...
Фигуры Лихтенберга (названные в честь немецкого физика, который их открыл) - это ветвящиеся, похожие на папоротник электрические разряды (или электрические деревья), которые иногда сохраняются на поверхности или внутри твёрдого диэлектрика... Интересно, что на коже людей, поражённых молнией, также остаются красноватые шрамы типа фигур Лихтенберга. Считается, что они вызваны разрывом капилляров под кожей из-за прохождения тока молнии.
А вот и самое интересное: шрамы в виде фигур Лихтенберга, вызванные ударами молнии, иногда называют "цветами молнии" (lightning flowers).
Итак, что же, эти фигурки Лихтенберга и есть "цветы папоротника"? Те самые волшебные цветы, которые почти невозможно найти? Ведь собирать "цветок Перуна", он же молния, крайне опасно. Да и "найти" этот "цветок" не так-то просто, и обрести его могут только очень везучие люди. Которые выживают под ударом молнии. Цветок Перуна появляется и исчезает в мгновение ока, и даже если вы поймаете его (попадёте под молнию, получите шрам в форме папоротника и выживете), шрам вскоре после этого исчезнет...
(О фигурах Лихтенберга см. также в
Эпифании стихийных духов.)
Также посмотрите на это. Частота гроз в Европе по месяцам.
Пик грозового сезона приходится на период летнего солнцестояния, середину лета... Как раз тогда, когда вы должны отправиться на поиски "цветка Перуна"...".
И далее автор блога Old European culture задаётся вопросом: почему Перун называется Перуном? Он говорит, что албанский Perëndi, бог грома и бури, и его жена Prende, Prenne, которая имеет радугу в качестве пояса, вероятно, являются заимствованием из славянской мифологии, где мы находим Perun, бога грома и бури, и его жену Perunika, которая имеет радугу в качестве пояса... Фракийский Περκων/Περκος (Перкон/Перкос) также может быть связан с Перуном. И даже имена Фьёргинн, псевдоним Одина, и Фьёргин, имя матери Тора, были предложены как однокоренные...
И он предполагает, что корень имени Перуна лучше всего сохранился в протославянском "*pero" (перо) и его производных, но мы находим аналоги и в литовском spar̃nas (крыло), албанском "fier" (папоротник), протогерманском "*farn" (папоротник), протоиндоиранском "*parnám" (перо, крыло, лист). Если "пер" (перо) - корень имени Перун, то Перун - "пернатый"...
И автор блога Old European culture хватается за хвост Жар-птицы.
"Жар-птицу описывают как большую птицу с величественным оперением, которая ярко светится, излучая красный, оранжевый и жёлтый свет, как костёр, который только что разгорелся... Звучит знакомо, не правда ли?- спрашивает он. - К тому же, Жар-птица встречается в сказках как объект трудного поиска. Вот почему я считаю, что Перун изначально был "Пернатым" богом, который возвещал о приходе дождей... Который позже стал богом грома, связанным с орлами...".
О Жар-птице есть некоторая информация и в моём блоге (См.:
Жар-птица и круги на полях), и там тоже проводится связь с (шаровой) молнией. Об инициатическом аспекте удара молнии я писал в
Перуновы стрелы.
Значит, автор блога Old European culture считает Перуна "Пернатым" богом типа "искрящейся" Жар-птицы. И это где-то в чём-то перекликается с концепцией
maximus101'а
о женской сущности Перуна. (См. также
Великая Мать богов.) Я же, со своей стороны, приводил много свидетельств о женственности архаичного Зевса (см. записи по метке
Зевс.) Вообще, в этих разысканиях есть определённый смысл, если принимать в расчёт, что "Людмила Акимова в архаическом древнегреческом искусстве находит целые связки "женских" сюжетов внутри привычных мифических структур и точки перехода, в которых "женские" мотивы превращались в "мужские", образ матери заменялся на образ отца [1], а традиционные женские истории, пришедшие из глубины тысячелетий, преобразовались в устоявшиеся в нашей культуре мужские" (
Источник). Так что, я считаю, сближение папоротника с Перуном чревато новым "откровением" этого древнего бога.
-----------------------------------------------------------------------
[1] "От праслав. формы, от которой в числе прочего произошли: русск.-церк.-слав. баба, русск., укр. ба́ба, болг. ба́ба, сербохорв. ба̏ба, словенск. bába, чешск. bába «старуха, бабушка», польск. baba и т. д."
но меня терзают смутные сомнения вот отчего:
в абхазском "баба" --.обращение сына к отцу, внука к деду: папа, дедушка
в итальянском babbo значит "папа"
в иранских языках "бобо" -- обращение к пожилому уважаемому мужчине
в индийских "баба" -- обращение к пожилому мужчине, "дедушка" или "папа"
пример маскулинной узурпации? то есть даже слово, исконно имеющее отношение исключительно к женскому началу, наделяется смыслом мужского рода, так сказать.
Источник.