О культе тельцов в древнем Израиле.

Apr 10, 2021 18:53

Vadym Zhuravlov, автор блога Древний Ближний Восток, пишет, что "основное свидетельство культа тельцов в древнем Израиле - это Еврейская Библия. <...> В 1 Царств 12:28 - царь Израиля Йеровоам приказывает сделать тельцов и установить в Дане и Бет-Эле, потому что "хватит вам ходить в Иерусалим, вот твои боги, Израиль, которые вывели тебя из Египта". Та же самая формулировка есть и в Исх 32, причём "боги" там тоже во множественном числе. <...> Упоминание о культе тельца находится и в Книге пророка Осии, где речь идёт об изготовлении литых статуй из золота и серебра и принесении им жертвоприношений. Как понятно из 13:2, эти статуи имеют форму быков.

Вопрос, на который нельзя дать окончательного ответа - что представляли собой такие статуи, то есть, как их делали. Имели ли они деревянную ( или какую либо другую ) основу и были сверху покрыты слоем золота или серебра, или эти были литые статуи? <...> Здесь интересный момент - разрушение идола. Моисей сжигает его в огне, размельчает в пыль, рассеивает над водой и заставляет израильтян эту воду пить. Вряд ли такую процедуру можно проделать с литой золотой статуей, однако с золочённым деревом - запросто.

Процедура сжигания, размельчения и рассеивания может вызывать недоумение у тех, кто не знаком с угаритской литературой. В одном мифе из цикла о Ваале, Мот, ненасытный бог смерти, проглатывает героя. В отместку, богиня Анат уничтожает Мота способом, похожим на то, как Моисей уничтожил золотого тельца: "Она схватила его, рассекла мечом, пропустила через решето, сожгла огнем, камнями размолола и в поле рассеяла". В угаритском мифе мы находим ту же самую комбинацию сжигания, размельчения и рассеивания, хотя и в другой последовательности. Далее в угаритском мифе останки Мота съедает птица, так же как останки золотого тельца выпивают израильтяне.

И, наконец, самый интересный вопрос. Кого, или что, собственно, олицетворяет собой этот телец? Предположения на этот счёт есть самые разные". Автор говорит, что телец мог представлять самого Йахве (контекст Исх. 34 и 1 Царств 12:28 подразумевает, что бык - это символ именно Йахве), или другого бога, например Эла или Баала. Ещё одна возможность - лунный бог Син, часто ассоциирующийся в шумерской и аккадской традиции с быком".

Я уже многократно говорил о том, что бычок всегда связан с коровой-матерью.




В позднейшей патриархальный мифологии бычок "отрывается" от своей мамки, приобретает грозный, устрашающий вид и превращается в ревущего бога грома и молний. Это - всем нам знакомый Зевс и другие рогатые «боги-громовержцы».

В данном отношении очень интересен комментарий к статье от Unknown1 июня 2014 г., 19:52:

"В эпизоде о золотом тельце имеются две нелепости. Первая - о нём говорят как о богах (во множественном числе). Вторая - телец ни из какого Египта никого не выводил. На самом деле сам по себе телец абсолютно ни при чём. Он - лишь прикрытие более ранней истории - поздний заменитель пары идолов: Яхве и Ашеры.

Первую версию Торы написал "Элохист" - самарийский жрец в эпоху раннего послеплена. Иерусалим ещё лежал в руинах, вавилонские пленники ещё (централизовано массово) не вернулись. Центром иудаизма была Самария, но там поклонялись не единому богу Яхве, а паре Яхве+Ашера, которую Элохист называл "элохим".

В "Торе" Элохиста творение Мира и прочие дела Яхве и Ашера за редкими исключениями делали совместно, тогда их именовали просто элохим.

Элохист не успел дописать своё произведение, вероятно скончался перед самым концом. Через некоторое время из вавилонского пленения вернулась сплочённая группировка фанатичных иудаистов-монотеистов новой формации, поддерживаемая центральным правительством. Книга Элохиста попала к монотеистическим яхвистам, которые отредактировали и дописали её на свой манер.

Какие главные изменения произошли в книге?
Во первых, Элохим стал трактоваться не как пара богов, а как синоним имени Яхве (дескать Яхве скрывал истинное имя и сообщил его лишь Моисею). Ашеру "зарубили", переписав эпизоды, где фигурировала она одна на Яхве или вычеркнув их.

Старые элохистские скрижали были с 7 заповедями. Заповеди об идолопоклонстве в них заведомо не было, поскольку самарийские яхвисты-ашеристы были сами идолопоклонниками - делали изображения своим богам. Иерусалимское жречество решило ударить по сектантам, вписав в скрижали статью об идолопоклонстве, а заодно о субботах и преступном употреблении божьего имени. Вот и был придуман эпизод с тельцом, только не с тельцом, а с изготовлением идолов Ашеры и Яхве. На первых порах такой вариант имел положительную функцию - бил по еретикам-идолопоклонникам, утверждавшим, что из Египта евреев выводила пара богов, а не один Яхве.

Но когда оппозиционерыры были начисто разгромлены, такой вариант стал нежелательным - молодёжь задавала лишние вопросы "А кто такая Ашера?". Пара богов была заменена одним тельцом, но осталась предательская фраза "Вот боги твои Израиль, которые вывели тебя из Египта"."

Замечательное описание, которое, в принципе, совпадает с тем, о чём и я пишу.

Библия, Ашера, бык, евреи

Previous post Next post
Up