Немного о культурах сескло и димини.

Apr 09, 2021 13:03

В продолжение записи Эгейские папирелы.

"В эту эпоху наблюдается интенсивная деятельность по строительству поселений. В отдельных случаях человек продолжает ещё селиться в пещерах (Франхти), однако по большей части он уже создаёт первые настоящие постройки. Древнейшие поселения докерамического неолита (VII тысячелетие до н. э.) открыты в Фессалии (в частности, в Аргиссе и Суфли-Магула в районе Лариссы), несколько младше их некоторые другие, до сих пор ещё недостаточно исследованные комплексы, а к рубежу VII-VI тысячелетий относится древнейшее свидетельство человеческого поселения на Крите, относящееся к докерамическому слою Кносса.

Неолитические комплексы с находками керамических изделий насчитываются уже десятками. Древнейшие из них находятся опять-таки в Северной Греции, как, например, Никомидия к западу от Салоник, датируемая весьма ранним временем - около 6200 г. до н. э. К VI тысячелетию до н. э., в особенности к его второй половине, относится целый ряд находок из различных областей Северной и Средней Греции, прежде всего из Фессалии, Беотии и Аттики, а также из Пелопоннеса, в частности его северо-восточной части, а из островов Эгейского моря - главным образом с Крита. На основании этих ранненеолитических находок можно сделать интересные выводы об устройстве жилищ и образе жизни того времени. Поселенцы уже выращивали некоторые виды зерновых (в Фессалии сохранились остатки обуглившегося зерна), разводили скот (главным образом коз и овец), умели изготовлять керамику. На развитие культа Матери и плодородия указывают находки небольших статуэток, изображающих женщин с подчёркнутыми признаками плодородия. Покойников зачастую погребали в больших сосудах вне жилищ.

Однако первая высокоразвитая неолитическая культура Греции относится уже лишь к среднему неолиту - V тысячелетию до н. э. Областью её возникновения стала опять-таки Фессалия. Внимание учёных уже издавна привлекали расположенные на плодородной равнине к северо-западу от современного города Волос отдельные группы могильных холмов числом около 150, причём самый большой из них имеет диаметр около 300 м. В начале нашего века X. Цундас открыл в этой местности мощные раннеисторические слои, вертикальный срез которых достигал 10 м. Самый нижний из этих слоёв иногда относится ещё к мезолиту, но большую часть образуют неолитические слои, зачастую даже перекрывающиеся слоями бронзового века. Таким образом, эта местность была обитаема на протяжении многих тысячелетий. В частности, здесь прослеживаются два комплекса неолитических слоёв - археологические культуры Сескло и Димини.

Культура Сескло возникла в самом начале V тысячелетия до н. э., явившись непосредственным продолжением местных ранненеолитических слоёв. Поселения типа Сескло не имели укреплений. По прошествии некоторого времени в здешних слоях всё чаще встречается прямоугольный зал с открытой прихожей - по всей вероятности, первый отдалённый прообраз важного новшества, которое впоследствии, начиная с культуры Димини, становится в Греции на протяжении целых тысячелетий основным формообразующим элементом, известным в архитектуре под названием мегарон. Жилища культуры Сескло состояли из одного или нескольких помещений (площадью не более 8 кв. м), а в целом в селениях лишь в редких случаях насчитывалось более двадцати домов. Для керамики характерны сосуды, раскрашенные красной и чёрной краской, с геометрическими узорами. Новшеством являлось и использование при изготовлении каменных орудий обсидиана, что, однако, предполагало уже развитие мореплавания (в частности, в направлении Киклад, где имелись залежи обсидиана) или по крайней мере значительное развитие торговли. Существование культа плодородия подтверждается и далее многочисленными находками женских статуэток.



Torso of woman with hands on chest, small terracotta, Sesklo culture, Neolithic, 6th-5th millennium BC.



Female figurine, marble, Thessaly, 5300-3300 BC.



Female figurine of a woman holding a baby, Sesklo, Neolithic, 4800-4500 BC.

Культура Сескло получила распространение по всей континентальной Греции. Несмотря на то, что в ней прослеживаются тесные связи с Ближним Востоком, в своей основе эта культура возникла на местной почве и не была явственно связана с появлением какой-либо новой миграционной волны.

Успешное поступательное развитие этой культуры в Фессалии было неожиданно прервано где-то в IV тысячелетии до н. э. Последний слой культуры Сескло перекрывается разительно отличающимся от неё слоем, известным как культура Димини (по названию могильного холма в Фессалии). В отличие от культуры Сескло, эта культура территориально ограничена почти лишь одной Фессалией, далее на юг она проникает только в единичных случаях. Поселения культуры Димини уже имеют укрепления и при этом всегда в виде нескольких низких концентрических валов. Обитатели этих поселений знали уже лук и стрелы, и это существенное новшество - наряду с внезапным появлением самой культуры - привело некоторых исследователей к выводу, что культура Димини создана новым населением с развитой военной организацией, в культурном отношении стоящим, однако, несколько ниже местных жителей" (Цит. по: А. Бартонек. Златообильные Микены).

Вполне возможно, что жители крепостей были индоевропейцами, пришедшими с севера, из района нижнего Дуная ("по крайней мере, в формировании последних слоёв культуры Димини уже принимали участие индоевропейцы, но это предположение труднодоказуемо", - говорит А. Бартонек).






Но интересно, что археологические артефакты Димини, в целом, находятся в культурном контексте сескло и других близлежащих территорий.



О чём это говорит? Это может свидетельствовать о малочисленности жителей крепостей.

Ситуацию можно сравнить со строительством острогов в Сибири казаками во время Ермака и позже. Казаков - мало, и все они живут внутри острогов. Вокруг них - туземное "море", из которого они "черпают" местных красавиц, в качестве заложниц, чтобы их отцы приносили ясак, и в качестве наложниц. Туземки, понятное дело, приносят с собой свои родо-племенные идолы, молятся богине-матери о скорейшем "условно-досрочном освобождении". А у "казаков" димини - какая может быть культура, кроме как "бухнуть" да "запердолить"?

Однако, есть и другое предположение. Возможно, эти крепости были на самом деле не крепостями, а - акрополями. Мы же знаем, что на акрополях обычно возводились храмы божеств, как, например, на афинском акрополе. Уже во времена архаики там располагались величественные храмы, скульптуры, различные предметы культа. Но люди там не жили. Как правило, люди там укрывались во время опасности. Так вот, может быть, и "крепости" культуры димини были на самом деле акрополями? Тем более, что подобный акрополь имелся в более древней культуре сескло, где, как мы знаем, поселения не имели укреплений.



Собственно, на рекострукции поселения димини мы видим не поселение, а тот же акрополь.



Мне эти концентрические стены напоминают культовые сооружения Гёбекли-Тепе.



сескло, димини, арии, Греция

Previous post Next post
Up