Конец мистерии Минотавра.

Nov 15, 2017 17:57



Борьба Гильгамеша и Энкиду напоминает борьбу Тесея и Минотавра.



Однако в первом случае всё выглядит не так мрачно и трагично, как во втором. Встреча с Гильгамешем, героем, равным ему по силе, преображает Энкиду. В дальнейшем он становится соратником Гильгамеша.

Это наверно потому, что до встречи с Гильгамешем над Энкиду "поработала" храмовая проститутка Шамхат. Она совокуплялась с Энкиду шесть дней и семь ночей, после чего он утратил своё природное зверство настолько, что от его общества стали отказываться дикие звери. Энкиду стал носить одежду, есть человеческую пищу, пасти овец, охотиться на львов и волков...

"Если рассматривать оргиастические культы поверхностно, покажется, что они стремятся при помощи экстаза вынести на поверхность звериное в человеке. Но если смотреть на них иначе, то они очеловечивают животное в человеке. Здесь Апулей намекает на их тайный смысл. Мистерии служили не для того, чтобы выпустить зверя, а для того, чтобы привести эту сторону человека к приемлемой форме, которая может быть интегрирована (Мария Луиза Фон Франц "Золотой осел Апулея").

А вот Ариадна, судя по всему, не "поработала" над Минотавром. Она выступила на стороне Тесея. А Тесей вообще не понимал инициатическое предназначение Минотавра. Он тупо зарезал его и тем самым положил конец череде посвящений. Очевидно, этого не случилось бы, если б к Минотавру пошла сама Ариадна; тогда наверно быкоголовый богозверь стал тем же, кем стал Энкиду.

Судя по всему, сюжет про Гильгамеша и Энкиду относится ещё к эпохе матриархата, тогда как сюжет про Тесея и Минотавра уже отражает патриархальный переворот. С быком уже не "возятся", мистерии с его участием забыты, и теперь он воспринимается лишь как ужасное чудовище, от которого надо избавиться. Правда, в митраизме потом воскреснет ненадолго положительный образ быка, но это будет в последний раз.



бык, мифология

Previous post Next post
Up