В эпоху палеолита-мезолита (раннего и среднего каменного века) - ок. 11000-6000 лет до н.э. - люди, жившие на острове, мало чем отличались от своих континентальных собратьев. Среди находок этого периода украшения из раковин, следы использования красной охры при захоронениях и типичная грубо-выполненная статуэтка "венеры".
Примерно за 6 тыс. лет до н.э. на Сардинию попали представители древних мореплавателей, которые распространяли по всему Средиземноморью кардиальную керамику с отметинами, сделанными морскими раковинами. Именно они принесли на Сардинию животноводство, земледелие, ткачество и другие достижения "неолитической революции". Примерно в это же время возникает первая самобытная культура Сардинии Бону-Игниу. Поселения этой культуры преимущественно находились на западе острова в прибрежных зонах, на равнине Ористано, богатой залежами обсидиана. Хоронили своих покойников эти люди в пещерах. Примечательно, что вместе с мёртвыми они хоронили статуэтки тучной "богини-матери".
Последующим развитием сардинского общества является фаза Оциери - ок. 3800-1700 лет до н.э. Характерным продуктом этого переода являются гробницы - «Domus de Janas» (дома ведьм или фей). Вырезанные в скалах, эти гробницы имеют одни и те же отличительные черты культа: имитация двускатной крыши на потолке камер, рельеф в форме портала и бычьих рогов на стенах, круглые алтари или очаги и т.д.
В этот же период появляется первое святилище Монте-д'Акодди, самые древние части которого датируются ок. 4000-3 650 до н.э. Рядом располагался подземный некрополь и святилище с менгиром. Следующим этапом строительства стало возведение платформы в виде усечённой пирамиды наподобие месопотамских зиккуратов или пирамид майя. Однако, ок. 3000 г. до н.э. на острове произошли какие-то драматические события. Первоначальная структура Оциери была заброшена или разрушена, а следы пожара обнаружены в археологических свидетельствах. Это событие заставило людей покинуть священное место. Прошло несколько сотен лет, за которые храм разрушался и, примерно 2800 лет до н.э., пирамида была восстановлена. Похоже на то, что этот зиккурат использовался для жертвоприношения животных (при раскопках обнаружены останки овец, крупного рогатого скота, овец) и, по сути, представлял собой гигантский алтарь. Это место снова было заброшено около 1800 г. до н.э., в начале нурагической эпохи.
Есть свидетельства о торговле - если и не прямой, то через посредников - носителей культуры Оциери с Восточным Средиземноморьем, в частности с Критом и Кикладскими островами. Да и статуэтки Оциери разительно напоминают кикладские формы.
Впоследствии люди культуры Оциери оказались под властью совсем другой культуры, которая сейчас носит название культуры нурагов. На острове появляются не менее уникальные сооружения, но уже совсем другого толка, появляется бронзовое оружие и укреплённые поселения.
Нурагический период - ок. 1700 - 900 лет до н.э. - наиболее яркий период истории древней Сардинии, отмеченный строительством великолепных башен - нурагов, которые со временем превращались в целые крепости и каменные города.
По тому, что осталось от материальной культуры строителей нурагов, по их архитектуре, по бронзовым статуэткам и каменным изваяниям можно полагать, что нурагическое общество было организовано как вождество.
Бронзовые статуэтки демонстрируют различные статусы в нурагическом обществе, среди которых можно отметить существенные отличия. Среди рядов простых пехотинцев мы находим воинов с более богатым и сложным вооружением. Вместе с простолюдинами, одетыми в скромную набедренную повязку, мы находим лиц, элегантно одетых и в торжественной позе, которые часто идентифицируются как племенные вожди, не в последнюю очередь потому, что они часто носят посох, как символ власти.
Однако положение женщин в нурагическом обществе не было второстепенным. Они присутствуют среди бронзовых статуэток в определённо престижном одеянии. Мы не можем упустить из виду тот факт, что присутствие статуэток женщин, делающих подношения в святилище, показывает, что женщины имели доступ к общению с богами, возможно, что в качестве жриц.
Можно предполагать с достаточной степенью уверенности, что носители нурагической культуры на Сардинии являлись племенем, родственным грекам-ахейцам. Время вторжения ахейцев в Элладу примерно совпадает с появлением культуры строителей нурагов на Сардинии. Рогатые шлемы сардов очень похожи на аналогичные греко-микенские шлемы.
Очевидно, этническая близость ахейцев и сардов способствовала их объединению во время «
катастрофы бронзового века» в XIII веке до н. э., когда они совершали совместные нападения на Египет.
Что касается высокого положения женщин в сфере религиозных культов у сардов, то таким же оно было и у ахейцев. Прежняя тысячелетняя традиция с матриархальным "уклоном" не могла исчезнуть бесследно ни в Элладе, ни на Сардинии.
Одними из самых впечатляющих сооружений древней Сардинии наряду с домами фей, сардинским зиккуратом и нурагами являются священные колодцы. Они возводились около подземных водных источников и служили строителям нурагов (XVIII-XV вв. до н.э.) для совершения каких-то непонятных церемоний. Одним из уникальнейших и хорошо сохранившихся колодцев является Санта-Кристина в коммуне Паулилатино.
"Через треугольное отверстие в земле спускаешься по каменным ступеням к прохладным зелёным водам источника. Точно отражая эти ступени, покатый потолок сделан в форме перевёрнутой лестницы. В земле, над источником, пробито узкое круглое отверстие, выложенное камнями. Эта дыра расположена над водой так, что лишь в дни равноденствия прямой луч света попадает на поверхность воды. Причем древние строители применили к тому же какие-то оптические хитрости, так что, спустившись в это время вниз, человек в луче света видит свое отражение, но перевернутое вверх ногами" (Н. Н. Непомнящий, Н. В. Кривцов. Доисторическая Европа.)
Эти колодцы как раз подтверждают версию о близости строителей нурагов к грекам-ахейцам, которые, как известно, пришли в Элладу из причерноморских степей. Дело в том, что подобные колодцы нашли на территории современной Болгарии и в Крыму.
Храм-колодец у села Гырло недалеко от города Перник (Болгария) был открыт в 1971 г. археологом Димитриной Митовой-Джоновой, которая датировала его XIV-XIII вв. до н.э. Он построен из сколотых каменных блоков без особой обработки, при помощи т. наз. техники сухой кладки.
Очевидно, строители нурагов прибыли на Сардинию из причерноморских степей и представляли собой одну из последних "волн" арийской экспансии. Надо полагать, что к моменту их вторжения на остров там находилась достаточно богатая цивилизация (т. к. арии не имели склонности обживать пустынные территории). Скорее всего, потомки ариев подчинили себе островитян-аборигенов и, может быть, использовали их как рабсилу при строительстве своих нурагов. А сами отправлялись с острова в морские грабительские походы. В Египте дали им имя "
шардана".