В записи
О связях минойского Крита с древним Египтом говорилось о "голубых обезьянах", собирающих шафран.
Минойская фреска.
С другой стороны, в статье
О символике синего цвета мы выяснили, что синий (голубой) цвет связан с представлениями о потустороннем мире.
Очевидно, древнеегипетские изображения голубых бегемотиков также связаны с этими представлениями.
Фото: Египетский музей в Турине, Италия. Среднее Царство, 11-13 Династия, 1980-1700 гг. до н. э.
Эти фаянсовые статуэтки из гробниц датируются Средним царством (2030-1650 гг. до н.э.) и Вторым переходным периодом (1650-1550 гг. до н.э.). Изготовлялись они из толчёного кварца и покрывались щелочной глазурью.
Характерной особенностью бегемота является его полуводный образ жизни - бо́льшую часть времени он проводит в воде, выходя на сушу лишь ночью на несколько часов для кормёжки. Эти животные погружаются на несколько минут под воду, затем всплывают подышать, и всё повторяется. Такое чередование исчезновения и появления на поверхности привело к тому, что древние египтяне стали считать бегемота символом перерождения и возрождения. Поэтому статуэтки бегемотов клали в гробницы, чтобы они способствовали возрождению умершего для загробной жизни. Рычание бегемотов на закате египтяне могли интерпретировать как заглатывание и "отрыжку" Солнца на рассвете (см. видео). Путешествие Солнца сквозь чрево бегемота рассматривалось как вечный цикл перерождения, и бегемоты ассоциировались с этим циклом.
Click to view
Тела большинства фаянсовых бегемотов украшены изображениями речных растений. Они подчёркивали местообитание животных, а также ассоциировались с ростом и жизнью. Чаще всего изображали лотосы - символы возрождения и перерождения (так как цветок открывается утром и закрывается вечером, и цикл повторяется). Изображали и другие растения, например
рдест, а также животных: лягушек, птиц, бабочек и иногда стрекоз.
Бегемот был священным животным богини-матери
Таурт, которая сама всегда изображалась в виде стоящей беременной самки гиппопотама с женскими руками, грудью и львиными задними лапами.
Ей, должно быть, поклонялись очень широко, так как месяц апифи был посвящен ей. И соответственно, она носила имя Ueret или, позднее, T-ueret, то есть «Великая». Древние египтяне почитали её как помощницу в родах, защитницу и охранительницу от злых сил. Большое распространение имели амулеты с маленькими изображениями Таурт. Изображения Таурт в качестве оберегов часто помещали на подголовники, кровати и другие домашние предметы. Связана была эта богиня-бегемот и с загробным культом: вместе с богиней Хатор она встречала умершего на пороге подземного царства и зажигала огонь, чтобы отогнать злых духов. В поклонении мёртвым функции Таурт совпадали с функциями коровы Хатхор; она должна была быть Хранительницей Западной Горы, через которую пролегала дорога в царство мёртвых. Культ богини Таурт был распространен в северо-западной Дельте, в номе Папремис, а также в Фаюме и Оксиринхе, где существовал ее храм. Этой богине поклонялись и в других местах, например в Фивах, где ее культ в образе гиппопотама соседствовал с культом богини Ипат (Ипет, Ипи; иногда Ререт «свиноматка»), "являющейся, по существу, ипостасью Таурт (так как бегемот - это, по сути, большая свинья). Обе богини отождествлялись с богиней неба Нут, с Хатхор, с Исидой". Древнейший храм Амона в Фивах носил название Ипет-сут.