Интересная статья на платформе Яндекс.Дзен, объясняющая
почему у большинства этрусских статуй миндалевидные глаза.
Этрусский саркофаг супругов, некрополь Черветери.
Автор говорит, что ранняя этрусская скульптура практически неотличима от крито-микенской. А в архаической Греции, как мы знаем, в качестве надгробных памятников, изготавливались
куросы и
коры, сначала из дерева, а затем из камня и мрамора. И вот эти куросы и коры изображались с миндалевидными глазами.
«Хиосская кора», скульптор Архермос, ок. 520-510 до н. э., Новый музей Акрополя.
У историков искусства есть специальный термин «архаическая улыбка» для обозначения именно такого, выглядящего не слишком натуральным, выражения лица античных статуй VI века до н.э.
Голова Афины. Фронтон греческого храма на острове Эгине, VI в. до н.э.
Для сравнения - этрусская скульптура Дианы, богини охоты. V в. до н.э.
На примере изображения Афины мы хорошо можем видеть, что куросы и коры не отражали никакие индивидуальные свойства личности или тела покойного. Курос никогда не был портретом какого-то конкретного индивидуума. К примеру, один из известных куросов служил надгробием Кроисосу (Kroisos), афинскому солдату, и на постаменте его написано: «Остановись и погорюй перед памятным камнем Кроисоса, теперь покойного». Древнегреческое слово «памятный камень» - sema, употреблённый здесь, показывает, что этот курос был символической репрезентацией воина, а не его портретом.
Черты индивидуальности стали появляться на куросах и корах лишь во время греко-персидских войн. Среди ранних примеров такого искусства - скульптурная группа «
Гармодий и Аристогитон», созданная в Афинах ок. 500 г. до н.э.
Очевидно, тот же процесс происходил и в Этрурии. Там тоже мы наблюдаем постепенную замену статуй с миндалевидными глазами на более реалистичные изображения.
Саркофаг Ларции Сеянти. Кьюзи, некрополь Поджо-делла-Мартинелла. II в. до н.э.
Этрусский саркофаг римской эпохи
Я не думаю, что "этруски переняли данную манеру изображения человеческого лица у греков", как полагает автор статьи, Булат Мамлиев. Очевидно, традиция изображения покойников "безликими" или с масками вместо лица уходит во глубину веков и присуща многим средиземноморским и ближневосточным культурам. Мы можем даже верхнепалеолитических "венер" соотнести с этой традицией.
Кстати, в недавней статье "
Безликая" уже высказывалось предположение о том, что, может быть, палеолитические "венеры" изображались без лица потому, что они, как и Персефона, были богинями подземного мира.
Или изображениями покойных матерей.