В конце года на прилавках книжных магазинов в Швейцарии появилась «Женская Библия», сразу ставшая бестселлером. Под разноцветной обложкой - 300 страниц плотного текста, который написали 20 женщин-теологов из Швейцарии, Канады, Бельгии, Франции, США и Африки под руководством профессора Женевского университета Элизабет Парментье. Все авторы - убеждённые феминистки. В предисловии они обещают восстановить достоинство женщины в Библии, покончить с патриархальными стереотипами о том, что женщина должна подчиняться мужчине, и, что интересно, найти женские черты Бога. В частности, на первых страницах авторы пишут, что в Книге Бытия, где говорится о том, что над водой носился Дух Божий, в оригинале употреблено слово «руах» - дыхание, ветер, которое в еврейском языке женского рода. «То есть Дух - это образ творческого женского начала, - пишут исследовательницы. - А вас не удивляло, что все образы божественного в Библии - исключительно мужские? Это не более чем дань своему времени». По словам самой Парментье, сначала они просто хотели переиздать на французском языке книгу 1898 года «Библия для женщин», которую написала известная феминистка и защитница прав женщин Элизабет Стэнтон. Это была первая попытка феминизировать Писания, имевшая колоссальный успех. Но оказалось, что там слишком много радикальных пассажей, например что Троица - это на самом деле Бог-отец, Богиня-мать и Сын. В итоге группа учёных решили создать новую Библию - для женщин XXI века.
Элизабет Кэди Стэнтон, 1880 год.
Глеб Ястребов говорит, что пример павноправного отношения к женщинам "показал ещё Иисус, доверяя женщинам важные роли. Женщины стали первыми свидетельницами воскресения. А посмотрите письмо Павла к римской общине: из десяти упомянутых им соратников, семь - женщины. Женщина могла быть и диаконом, и апостолом. Это равноправие продолжалось несколько десятков лет. Откат к патриархальности начался к концу I века - мы это видим в поздних текстах Нового Завета. Нормы светского общества брали своё: ведь в римском праве подчинение женщины было нормой, да и Ветхий Завет подчас патриархален.
Свидетельства о жизни первых общин - в письмах апостола Павла. Подчас они поразительные. Например, Павел передаёт привет некой Юнии, которую относит к числу… знаменитых апостолов. Любопытно, что этот факт не смущал отцов Церкви, людей весьма ортодоксальных. Но в XII веке некоторые спохватились: как же так, женщина - среди апостолов? В результате Юнию стали считать… мужчиной, что вошло в переводы и толкования. В XIX веке знаменитая «Толковая Библия» Лопухина объясняла: «Правильнее здесь видеть мужское имя, ибо к женщине не идет замечание, что она прославилась между апостолами». А ведь это не более правдоподобно, чем носителя имени Наталья или Елена считать мужчиной! Но «обычай - деспот меж людей», и лишь в последние десятилетия ученые вернули Юнии законный статус.
Вот ещё пример: письмо к римлянам Павел отправил через служительницу по имени Фива. Судя по всему, она должна была истолковать сложные места данного трактата. А ведь это сложнейший текст, над загадками которого поныне бьются учёные. Его понимание требует высочайшего уровня культуры и знаний. Видимо, Фива обладала ими. Кстати, в Синодальном переводе она названа «помощницей», но греческое слово, которым пользуется Павел, указывает скорее на «покровительницу» или «руководителя». Весьма возможно, что она была старшей церковного собрания. Возникает вопрос: если женщинам доверяли самые ответственные роли в Церкви, почему впоследствии это прекратилось?"
Редактор отдела «Огонёк» журнала «Коммерсант» Елена Кудрявцева замечает: "Но также в посланиях Павла есть указания на то, что женщина в церкви должна молчать и во всем подчиняться мужу". На что Глеб Ястребов отвечает:
"Это два очень известных места, которые действительно выглядят довольно противоречиво. В Первом послании к Коринфянам (14:34) написано: «Жёны ваши в церкви да молчат, ибо непозволительно им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит». Но Закон (первые пять книг Ветхого завета - «О») такого не говорит! Напротив, мы видим примеры пророчиц (Мариам, Девора, Хулда, Анна), игравших подчас судьбоносную роль в жизни Израиля. Кстати, Девора была не только пророчицей, но и эффективной правительницей, а при этом замужней женщиной. Отдавала приказы великому военачальнику Бараку. Но её Ветхий завет возвышает, а о её муже еле упоминает.
- Зачем же Павел так сказал?
Глеб Ястребов: Может, и не сказал. Некоторые текстологи подозревают, что данный отрывок - поздняя вставка, сделанная во II веке противниками женского служения. Несколькими главами ранее Павел пишет, что женщина имеет право пророчествовать (а значит, говорить!) в церкви. Он ставит лишь одно условие: пророчествуя, женщины не должны распускать волосы. Ведь длинные распущенные волосы могли быть признаком принадлежности к языческим культам и ассоциировались с колдовской силой. Вспомните библейскую историю о Самсоне, которому отрезали волосы и тем самым лишили его силы. Но со временем удивительным образом традиция утвердила только тот факт, что женщина в церкви должна надевать платочек, а вот про то, что она при этом может проповедовать, все забыли.
Если Павел действительно написал эти слова, он мог иметь в виду нечто конкретное: просил женщин не разговаривать во время службы. В I веке средний уровень женского образования был ниже, чем мужской. Поэтому некоторым женщинам (отнюдь не пророчицам) происходящее было непонятно. Павел просил отложить вопросы до дома.
Другой спорный отрывок находится в Первом послании к Тимофею (2:8-14). В нём, казалось бы, содержится ясный запрет на женское лидерство: «А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщён, но жена… впала в преступление».
Подавляющее большинство учёных считают, что пастырские послания, к которым относится этот текст, не принадлежали перу апостола Павла. Они были написаны позже, в конце первого или даже начале второго века, когда духовное равенство мужчин и женщин в церкви начало исчезать. Но если данный отрывок действительно запрещает женщинам активные роли, это единственное место подобного рода в Библии. И сейчас многие задаются вопросом: как получилось, что отрывок, чьё содержание стоит особняком и отличается от многих других свидетельств, обрёл в последующие века такое значение, а свидетельства об активном служении женщин, наоборот, маргинализировались?"
Интересно Глеб Ястребов рассказывает и о древних евреях:
"Согласно авторитетной гипотезе, до VI века до нашей эры (в это время был разрушен Иерусалим, а большая часть израильтян угнана в рабство в Вавилон - «О») роль женщин и женской духовности была намного большей. Женская религиозность всегда была более интуитивной, её было сложно формализовать. Потом она стала подавляться, ибо многие женщины занимались практиками, к которым традиция выработала негативное отношение, например гаданием, обращением к терафимам - фигуркам предков. Критическое отношение к женской духовности сказалось, по мнению этой научной школы, и на книге Бытия.
К тому же, говорят исследователи, в Израиле долго не было жёсткого Единобожия. Были группы, которые почитали не только Яхве, но и его супругу - Ашеру. Кстати, этот факт бесспорен, но оценивать его можно по-разному: как религиозный плюрализм или ересь.
Жёсткая монотеистическая система восторжествовала после вавилонского плена. Это примерно VI-V век до нашей эры, когда были, в частности, письменно оформлены первые главы книги Бытия. После этого религия в Израиле заняла более строгие позиции. И это понятно: в плену израильскому народу и вере в Бога пришлось выживать в самом буквальном смысле. А гонимая община всегда вырабатывает строгие нормы, чтобы отгородить себя от внешнего мира и сохранить идентичность".
Источник.
Глеб Ястребов говорит, что "хотя текст Библии появился в патриархальной среде, женщине изначально отводилась очень активная роль".
А иначе и быть не могло, учитывая, скажем так, большую подверженность женщин веяниям Духа.
И это вовсе не случайно, что именно женщины обнаружили, что Христос воскрес.
С них, с их радостной вести о воскресении, и началось христианство. Когда же число верующих значительно увеличилось, когда встал вопрос о консолидации общин в борьбе с еретиками, тут уж мужчины взяли верх. Но зато женщины частенько становились под знамёна противников церковной иерархии. Так, например, Арий был кумиром прихожан, особенно женщин (диаконис и девственниц) - поэтому к нему присоединилось 700 девственниц в Александрии (
Источник).