Оригинальную теорию происхождения матрилокальных браков предложил William Tulio DIVALE, Ph.D. State University of New York at Buffalo.
Предполагается, согласно этой теории, что матрилокальные браки являются своего рода адаптивным ответом на нарушение стабильности, которое происходит, когда патрилокальное общество мигрирует в уже обитаемый регион. Неожиданная иммиграция приводит к конфликтам между мигрирующими и коренными обществами. Однако большинство традиционных обществ практикуют патрилокальные браки, которые характеризуются наличием мужских "междусобойчиков", выражающих групповые интересы, что способствует развитию соревновательного духа и ведёт к перманентной "гражданской войне" между мужскими группами. Перед лицом тяжёлой внешней угрозы со стороны иммигрантов шансы на успешную адаптацию увеличиваются, если патрилокальные общества смогут прекратить внутреннюю вражду и войну и вместо этого сконцентрируют все их ресурсы против другого общества. Матрилокальные браки способствуют консолидации общества, потому что уход мужчин из их родных деревень приводит к распылению мужских "междусобойчиков", групп братских интересов.
В принципе, это вполне понятно. В детстве, я помню, "сокольские" мальчишки постарше рассказывали нам, малышам, как они "гоняли" "коллективских". Такое разделение на уличные "банды" происходило как бы само собой, сама улица диктовала правила поведения. И матрилокальные браки как раз сводили на нет влияние этой улицы. (Кажется, ныне эту миссию уничтожения влияния улицы взял на себя Интернет.)
Переход к матрилокальным бракам сначала приводит к прерыву патрилинейного наследования и появлению сначала билатерального, а затем и матрилинейного наследования. Хотя община консолидируется перед лицом общего врага, однако структурная "рыхлость" в такой общине провоцирует в ней появление авункулата, при котором доминирующее положение в семье и обществе отводится не мужьям, а братьям женщин. Суть авункулата состоит в том, что племянник селится с дядей по материнской линии (в детстве или после женитьбы), является его наследником (или сонаследником), всегда пользуется его советами, защитой и т. п. Авункулат есть возвращение "через заднюю дверь" мужских "междусобойчиков", групп братских интересов, хотя он основан на союзе между дядей и племянником по материнской линии. Авункулатное проживание в конце концов переходит в патрилокальное проживание, после чего вновь появляется патрилинейное наследование. После переходного - билатерального - периода матрилинейное наследование отменяется. Весь этот процесс, от первоначального перехода к матрилокальным бракам до окончательного восстановления патрилокально-патрилинейной структуры общества, занимает около 1800 лет.
Этой теории недостаёт лишь проверки на практике. До сих пор существует много матрилокальных и матрилинейных обществ, ещё больше их было в древности, - надо просто взять какое-нибудь очень хорошо известное матрилокальное общество, например,
минангкабау на Суматре, и проследить досконально всю его историю. Понятное дело, что ни в Википедии, ни в популярных статьях не говорится, когда и при каких условиях у минангкабау появились матрилинейные семьи.