Почему трипольцы сжигали свои поселения?

Mar 07, 2021 11:17

Украинский лингвист Юрий Мосенкис в своей статье "Где и когда трипольцы сжигали свои поселения: возможные языковые и культовые связи между Кукутени-Трипольем, Винча и Халафом" говорит, что традиция сжигания поселений, известная в неолитических культурах Винча, Боян, Петрешти и Триполье 2, может отражать омонимию протодравидского * ūr- «деревня» (> телугу ūru) и протодравидского *ur- «сжигать» (> тамильск. uru).

Н. Б. Бурдо подчеркнул важную роль культуры Винча в генезисе Кукутени-Триполья и других культур Карпат-Балкан-Дуная [1].

Язык Vinča мог быть дравидским, потому что:

1) Винча была связана с Чатал-Хююком, искусство которого может быть истолковано как творение людей, говоривших на дравидском языке;

2) Тэртерийские (Tărtăria) таблички Винчи датируются временем Убейдского периода и похожи на шумерское письмо, которое, возможно, имеет истоки в до-шумерской культуре субареев, в то время как сильный дравидийский субстрат присутствует в шумерском языке;

3) Критская слоговая азбука возникла в культуре Винча и проникла на Крит через письмо, представленное на деревянной табличке Диспилло (5202 ± 123 гг. до н. э.), которая может быть истолкована как надпись на дравидском языке;



4) По словам М. Оздогана (M. Özdoğan), балканско-анатолийские связи были очень тесными вплоть до Караново IV, современницы Винча, в то время как статуэтка бородатого человека из Караново IV (см. Х. Тодорова) очень похожа на статуэтки Хараппы;

5) некоторые неподдающиеся этимологизации слова в древнегреческом языке и дакийского субстрата в румынском имеют дравидские этимологии.

Убейдско-дравидские термины урбанизации могут отражаться в таких наименованиях, как протодравидское *kōt.t.ai ‘крепость, дворец’, которое может быть связано с названием критского города Kutaion (возможное дравидско-алишарское влияние), или с грузинским Kutaisi (возможное анатолийско-убейдское влияние), или с хеттским словом kutt- ‘стена’ (возможное анатолийско-убейдское влияние).

Намеренное сожжение домов, связанное с погребальными практиками, было известно уже в прото-Халафе (телль Sabi Abyad) во второй половине Vll тыс. до н. э. [2]. Сходства в архитектуре и культе между Халафом, Чатал-Хююком и Винчей привели нас к гипотезе об общем дравидийском языке всех этих культур, - говорит Юрий Мосенкис.

Далее он пишет о том, что трипольцы наблюдали за небом и сжигали свои поселения, когда солнце "сжигало" планеты во время "парада планет" [3]. Но это, по-моему, звучит неубедительно. Тут уж более подходит комета Галлея,  возвращающаяся к Солнцу каждые 75-76 лет.

Неубедительно звучит и его предположение о том, что "peoples of Cucuteni-Trypillia and their neighbours burnt their houses because of sacral homonymy of words for ‘village’ and ‘to burn’ in Dravidian as possible language of Halaf and Vinča as a source of the rite" (люди Кукутени-Триполья сжигали свои дома из-за сакральной омонимии слов "деревня" и "сжигать" на дравидском языке, как возможном языке Халафа и Винчи и как источнике данного обряда).

Но сама постановка вопроса о родстве и близости матриархальных культур неолита мне импонирует, - я и сам ищу подобные связи, и буквально только вчера писал об этом в Неолитическая Артемида.

--------------------------------------------------------------------------------
[1] Burdo, N. B. Late Neolithic cultural elements from the Danube and Carpathian regions of Precucuteni - Trypillia A culture, Documenta praehistorica XXXVIII (2011), p. 369.
[2] Akkermans, P. et al. Burning down the house, Analecta Phaehistorica Leidensia 43/44, Leiden University
(Leiden 2012), https://leidenuniv.academia.edu/PeterAkkermans
[3] The Mesoamerican Indians waited for the end of the world in the end of every 52-year calendar period; The culture of the builders of Equadorian pyramids disappeared after an astronomical event, Юревич В. А., Астрономия доколумбовой Америки, Москва, 2004, с. 86, 29.

дравиды, языкознание, Винча, Триполье

Previous post Next post
Up