Украинский лингвист Юрий Мосенкис в своей статье "Где и когда трипольцы сжигали свои поселения: возможные языковые и культовые связи между Кукутени-Трипольем, Винча и Халафом" говорит, что традиция сжигания поселений, известная в неолитических культурах Винча, Боян, Петрешти и Триполье 2, может отражать омонимию протодравидского * ūr- «деревня» (> телугу ūru) и протодравидского *ur- «сжигать» (> тамильск. uru).
Н. Б. Бурдо подчеркнул важную роль культуры Винча в генезисе Кукутени-Триполья и других культур Карпат-Балкан-Дуная [1].
Язык Vinča мог быть дравидским, потому что:
1) Винча была связана с Чатал-Хююком, искусство которого может быть истолковано как творение людей, говоривших на дравидском языке;
2) Тэртерийские (Tărtăria) таблички Винчи датируются временем Убейдского периода и похожи на шумерское письмо, которое, возможно, имеет истоки в до-шумерской культуре субареев, в то время как сильный дравидийский субстрат присутствует в шумерском языке;
3) Критская слоговая азбука возникла в культуре Винча и проникла на Крит через письмо, представленное на деревянной табличке Диспилло (5202 ± 123 гг. до н. э.), которая может быть истолкована как надпись на дравидском языке;
4) По словам М. Оздогана (M. Özdoğan), балканско-анатолийские связи были очень тесными вплоть до Караново IV, современницы Винча, в то время как статуэтка бородатого человека из Караново IV (см. Х. Тодорова) очень похожа на статуэтки Хараппы;
5) некоторые неподдающиеся этимологизации слова в древнегреческом языке и дакийского субстрата в румынском имеют дравидские этимологии.
Убейдско-дравидские термины урбанизации могут отражаться в таких наименованиях, как протодравидское *kōt.t.ai ‘крепость, дворец’, которое может быть связано с названием критского города Kutaion (возможное дравидско-алишарское влияние), или с грузинским Kutaisi (возможное анатолийско-убейдское влияние), или с хеттским словом kutt- ‘стена’ (возможное анатолийско-убейдское влияние).
Намеренное сожжение домов, связанное с погребальными практиками, было известно уже в прото-Халафе (телль Sabi Abyad) во второй половине Vll тыс. до н. э. [2]. Сходства в архитектуре и культе между Халафом, Чатал-Хююком и Винчей привели нас к гипотезе об общем дравидийском языке всех этих культур, - говорит Юрий Мосенкис.
Далее он пишет о том, что трипольцы наблюдали за небом и сжигали свои поселения, когда солнце "сжигало" планеты во время "парада планет" [3]. Но это, по-моему, звучит неубедительно. Тут уж более подходит комета Галлея, возвращающаяся к Солнцу каждые 75-76 лет.
Неубедительно звучит и его предположение о том, что "peoples of Cucuteni-Trypillia and their neighbours burnt their houses because of sacral homonymy of words for ‘village’ and ‘to burn’ in Dravidian as possible language of Halaf and Vinča as a source of the rite" (люди Кукутени-Триполья сжигали свои дома из-за сакральной омонимии слов "деревня" и "сжигать" на дравидском языке, как возможном языке Халафа и Винчи и как источнике данного обряда).
Но сама постановка вопроса о родстве и близости матриархальных культур неолита мне импонирует, - я и сам ищу подобные связи, и буквально только вчера писал об этом в
Неолитическая Артемида.
--------------------------------------------------------------------------------
[1] Burdo, N. B. Late Neolithic cultural elements from the Danube and Carpathian regions of Precucuteni - Trypillia A culture, Documenta praehistorica XXXVIII (2011), p. 369.
[2] Akkermans, P. et al. Burning down the house, Analecta Phaehistorica Leidensia 43/44, Leiden University
(Leiden 2012),
https://leidenuniv.academia.edu/PeterAkkermans[3] The Mesoamerican Indians waited for the end of the world in the end of every 52-year calendar period; The culture of the builders of Equadorian pyramids disappeared after an astronomical event, Юревич В. А., Астрономия доколумбовой Америки, Москва, 2004, с. 86, 29.