О книге М. Ю. Видейко "Украина: от Триполья до Антов".

Feb 28, 2021 15:18

М. Ю. Видейко, кандидат исторических наук, ст. научный сотрудник института археологии национальной академии наук Украины, написал книгу "Украина: от Триполья до Антов" (К.: КВIЦ, 2008).

Уже картинка в самом начале его работы говорит о многом.



Как видим, автор, ничтоже сумняшеся, укладывает Трипольскую культуру на самое "дно" хронологического "колодца", на поверхности которого находятся Киевская культура (?), ранние славяне и Русь.

Чем это отличается от псевдоисторических построений В. А. Чудинова о "русских этрусках", я не знаю.

В начале М. Видейко касается термина "Старая Европа", т. к. Триполькая культура является составной частью этой самой "Старой Европы".



Но при этом ничего не говорит о происхождении "Старой Европы", о её прошлом, связанном с "неолитической революцией" в Анатолии и на Ближнем Востоке. Ничего не говорит о том, что расово и генетически трипольцы отличались от славян не менее чем древние жители Междуречья Убейдского периода.

Впрочем, "исход" трипольцев с Балкан М. Ю. Видейко описывает верно:

"В культурном отношении раннее Триполье (с точки зрения археологов) представляет собой синтез нескольких культурных традиций Старой Европы эпохи неолита: здесь прослеживается след культуры линейно-ленточной керамики, культур Боян, Тиса, Винча. Складывается впечатление, что после каких-то достаточно драматических событий в районе современной Трансильвании [1] собралась достаточно большая группа людей (от нескольких сотен до тысячи) из разных племён, которая предприняла попытку закрепиться в мире, лежащем к востоку от Карпат. Эксперимент неожиданно удался, и уже спустя две сотни лет группы переселенцев не только заложили десятки поселений между Карпатами и Днестром, но и проникли за Южный Буг".

Но затем М. Ю. Видейко начинает "высасывать из пальца". Говоря о трипольских мегапоселениях, он связывает эти большие деревни с урбанизацией и рассказывает о "негативных последствиях" этого процесса: "концентрация населения в протогородах привела к появлению ранее неведомых (или почти неведомых) проблем с экологией, истощением природных ресурсов, ухудшением качества жизни". "Решая экономические проблемы, трипольское общество явно вышло за рамки первобытности, родового строя. Оно создало достаточно сложную иерархическую организацию, называемую вождеством, которая смогла решить насущные экономические и политические проблемы - от раздела земли между отдельными кланами и семьями до обеспечения защиты племенных территорий".

Здесь абсолютно всё "притянуто за уши": где М. Видейко откопал "экономические проблемы" у трипольцев и почему для их решения надо было создавать "вертикаль власти" с вождём? С чего он взял, что вождь будет успешно решать политические проблемы, а не станет главной причиной тех самых проблем? Откуда он узнал, что трипольцы делились на племена и кланы, откуда взялось понятие племенных территорий?

Ничего не объяснив и ничего не доказав, далее М. Видейко уже повсюду оперирует своими высосанными из пальца "вождями" как некоей само собой разумеющейся данностью:



И затем М. Видейко пишет:

"Весьма широко бытующие представления об исключительно мирном характере земледельческих обществ Старой Европы - не более чем миф, придуманный археологами, исповедовавшими определённые догмы".

И как же М. Видейко борется с этим "мифом"? Ну, мы видели, как: наукообразными фразами, которые больше похожи на "заговоры". Если много раз повторять слово "вожди", то наверно, полагает Видейко, вожди и впрямь заведутся, как блохи - из грязи. Впрочем, Видейко демонстрирует "оружие" трипольцев - топор-молот и медный клевец, и комментирует: "Да, следует признать: Старая Европа семь-пять тысяч лет тому назад интенстивно и весьма изобретательно вооружалась, несмотря на кажущийся вполне мирным и демократичным облик "цивилизации Богини".

Здесь надо поправить Видейко: первое массированное вторжение ариев в Старую Европу случилось около 3500 г. до н. э. Так что "трипольские боеприпасы" lV тыс. до н. э. вполне могли быть изготовлены и использованы для обороны от кочевников.

Однако Видейко не признаёт никаких арийских вторжений. Он гнёт свою линию: "Отдельные вождества и огромные поселения со временем стали вполне самодостаточными, замыкались в себе, не воспринимая чужаков даже из числа трипольских племён. Земли между Карпатами и Днепром оказались разделены между мощными союзами племён, которые конфликтовали преимущественно между собой, ведь в ближайшем окружении ещё не выросли подобные этнополитические группировки".

Какая словесная эквилибристика! Любо-дорого посмотреть! Сначала были невесть откуда взявшиеся "вождества", потом появились "мощные союзы племён", и, наконец, объявились "этнополитические группировки". И всё это исключительно в воображении М. Ю. Видейко.

Древние греки почему-то не замыкались в своих полисах, а трипольцы - "замыкались в себе". Древние греки всегда чувствовали своё культурное единство, а трипольцы "не воспринимали чужаков даже из числа трипольских племён"...

Эти исторические фэнтези М. Видейко с удовольствием копипастит andvari5, который " любит тему неолитических конфликтов".

-------------------------------------------------------------------------------------
[1] Алекс Имре в своём блоге "Старая Европа" приводит статью origins_and_history_of_haplogroup_r1b by Maciamo Hay. Автор статьи цитирует Марию Гимбутас: "Первые набеги степняков на Балканы произошли между 4200 г. до н.э. и 3900 г. до н.э., когда пастухи с конными повозками пересекли Днестр и Дунай и, по-видимому, разрушили города культуры Гумельница, Варна и Караново V I в Восточной Румынии и Болгарии". "Степные захватчики вынудили многих дунайских земледельцев мигрировать в города Кукутень-Триполье в восточных Карпатах, вызвав демографический бум и экспансию на северо-восток вплоть до долины Днепра".

лжеистория

Previous post Next post
Up