В продолжение темы лебедей, затронутой в записи
Лебеди: приносящие свет солнца и уносящие души покойников.
При раскопках могильника Vedbǽk Bǿgebakken в Дании были обнаружены останки женщины с недоношенным ребёнком. Могильник относится к культуре
Эртебёлле (VI-IV тыс. до н. э.). Примечательно лебединое крыло, которое положили в могилу женщины. Современный художник изобразил, как могло выглядеть это погребение в момент захоронения.
Кстати, в этом могильнике молодая женщина и новорожденный ребёнок были уложены на крыле лебедя-кликуна (Albrethsen, Brinch Petersen, 1976).
"Такие захоронения, где птичьи крылья или части крыльев были помещены около рук, создают впечатление, что эти птицы могли играть роль посредника, носителя между различными мирами существования", - говорится в статье "
Птицы в мезолитических и неолитических погребениях Северной Европы - что говорят эти находки о людях и среде их обитания?".
В той же статье приводится карта находок птиц в мезолитических памятниках Северной Европы.
В данном отношении крайне любопытен Олений остров на Онежском озере. Говоря о лабиринтах на Соловецких островах, я не раз делал замечания, что в древности острова почитались как священные территории, на них проводились ритуалы и они же были местами последнего пристанища для язычников.
Интересно взглянуть на нижеследующую сводную таблицу:
Здесь мы видим, что чаще всего в погребениях на Оленьем острове обнаруживаются кости скопы.
Далее приведу знаменательную цитату из статьи: «Наиболее выразительными птицами из захоронений Южного Оленьего острова являются скопа, орлан-белохвост и бородатая неясыть. Очевидно, что скопа занимала особое место либо в идеологии, либо в материальной культуре людей, погребенных на кладбище, и здесь кажется невозможным отдать предпочтение какому-либо из этих двух аспектов человеческой жизни. Однако наличие в могилах преимущественно костей ног и особенно голеней представляется очень важным. Возможно, что задние конечности представлялись древним людям особенным объектом, поскольку они видели, что удлинённые ноги скопы в процессе поимки рыбы играют исключительную роль: птица выхватывает ими жертву из воды, тащит в гнездо, где расчленяет её и поедает».
О чём это нам напоминает? О наших старых знакомых "птичках" из Чатал-Хююка.
Вот они, "ангелы смерти" Великой Богини! Примечательно, что у них на спинах имеется изображение лабриса - символа воскресения из мёртвых.
И, в заключение, ещё одна цитата: "Лебедь-кликун занимает особое место в древнейшей истории Онежского озера, что подчёркивается наличием неолитических наскальных рисунков лебедя в этом регионе; большая часть изображений посвящена именно ему и другим водоплавающим птицам в различных композициях (Poikalainen, 1999). На важность лебедей и журавлей указывают также данные с древних поселений Финляндии; лебедей напоминают большинство изображений птиц на неолитической керамике из Финляндии и Западной России (Pesonen, 1996). Малочисленность остатков этого вида в остеологических коллекциях с памятников мезолита, неолита и раннего железа данного региона может быть объяснена неким запретом-табу на добычу лебедя, сохранявшимся на протяжении практически всего голоцена (Mannermaa, 2006)".
Не только ангелы богини - с крыльями, но и она сама часто изображается с крыльями и птичьими ногами.
Или с птицеобразной головой и клювовидным носом.
В древнеегипетских гробницах её присутствие передаётся в виде распростёртых над саркофагом крыльев.
А на крито-минойских ларнаках "ангелы смерти" сидят по обоим сторонам гроба.
На мой взгляд, самое важное в "птичьей" мифологеме то, что перелётные птицы всегда возвращаются назад.