И. Л. Андреев пишет в своей монографии "Тамтам сзывает посвящённых" (М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 125-126):
"Согласно традиционным представлениям, весь мир - двуполый, лишь единство обоих полов составляет полноценный социальный организм, способный к продолжению рода. Наука подтвердила, что первые семь недель после зачатия зародыш остаётся сексуально нейтральным или бисексуальным. И только потом развиваются половые различия, причём в течение первой половины беременности «в сторону» девочки, а лишь потом в случае получения специальных гормональных команд в виде андрогенов формируется мальчик. Почему-то этот эмбриональный нимфизм носит в гинекологии название «принципа Адама». Следы исходного «раздвоения» пола несёт в себе каждый индивид. Ядром процесса инициации выступает «освобождение» организма от «присутствия» в гениталиях признаков такого рода двойственности: обрезание крайней плоти как реликтового остатка неразвившейся женской вагины и удаление клитора как миниатюрного, не получившего развития зачатка мужского члена, а иногда и малых половых губ".
Несмотря на отдельные верные замечания касательно инициации [1], в целом И. Л. Андреев даёт совершенно неадекватное и чрезвычайно узкое представление о посвятительных обрядах. Поэтому я дам свой развёрнутый комментарий к вышеприведённому абзацу из его монографии.
Во-первых, практика "женского обрезания" (клиторидэктомия) существует в основном в исламских странах, хотя, как говорит Википедия, в Коране об этом вообще ничего не сказано.
Во-вторых, клиторидэктомия никак не связана с инициациями, так как обрезание производится в различном возрасте (от первых двух недель после рождения до 16-летнего возраста), а женские инициации происходят с наступлением первой менструации. Как происходят настоящие женские инициации, можно почитать у М. Мид (См.:
Женские инициации у горных арапешей). Никакого обрезания там нет.
Также очень часто и мужские инициации совершаются без обрезания. Суть инициаций заключается в том, чтобы "вытолкнуть" подростка из профанного мира в мир сакральный. Для этого всевозможными способами у подростка "отшибаются мозги" мирские, дабы он совершил переход в изменённое состояние сознания. В ИСС неофит "видит" умерших предков и духов, вступает в контакт с ними и, таким образом, "причащается" потустороннему бытию. В этом "причащении" духовному миру и заключается весь смысл инициации.
Обрезание - если взять его само по себе, отдельно от других обрядов посвящения - не приводит к "прорыву" из мира профанного в мир сакральный. Поэтому зачем оно вообще практикуется, - я не знаю. Скорее всего, клиторидэктомия свидетельствует о вырождении подлинных посвятительных практик и появлении вместо них грубых эрзац-подделок.
"Нередко хрупкую девушку, лежащую на земле, держат за ноги и плечи грузные пожилые женщины, а третья (иногда простой крышкой от консервной банки) совершает «операцию» сразу над несколькими десятками мучениц. В лучшем случае рану заливают баночкой йода или его местного растительного заменителя. Немудрено, что значительная часть инициируемых погибает от заражения крови, занесённых инфекций, психического или болевого шока. Специалисты оценивают долю жертв этой церемонии в одну пятую, при том что ежегодно ей подвергаются примерно два миллиона юных африканок" (И. Л. Андреев).
Я полагаю, что на самом деле не так чёрт страшен, как его малюет И. Л. Андреев, но, тем не менее, грубость и дикость в этом есть.
Это, конечно, чрезвычайно сложная религиоведческая проблема, но многое говорит за то, что обрезание появилось как упрощённая форма инициации.
В христианстве обряд водного крещения соответствует инициации. Раньше в Византии неофит перед крещением должен был поститься 40 дней и ночей, а теперь в России крестят младенцев вообще без всякого поста. Упрощение - налицо.
Как я предполагаю, возможно, нечто подобное могло произойти и с посвятительными обрядами. Подготовить и провести настоящие обряды - дело долгое и тяжёлое; гораздо проще "чиркнуть" крышкой от консервной банки по клитору - и все дела.
---------------------------------------------------------------------------------
[1] "Инициация есть церемония дистанцирования первобытного человечества от своей альма-матер - зоологического мира". "На заре истории жестокий обряд инициации, возможно, помогал отличить «готовых» людей от первоначально весьма схожих с ними внешне палеоантропов".