"Как это ни парадоксально звучит, но подлинными экологистами сегодня являются пигмеи, бушмены, готтентоты, все те, кто ещё окончательно не оторвался от «стартовой площадки» исторического процесса" (И. Л. Андреев) [1].
Ну да, бушмены ведь не станут опустошать территории, на которых живут. Это их земля, это их дом родной. Они всегда оставляют животных и растения "на развод"; как только район их стоянки оскудевает на природные ресурсы, они покидают его и переходят на другие территории.
А богатеям Европы, Америки или Китая - наплевать на флору и фауну Африки, ведь они живут далеко. Они платят деньги браконьерам, а те опустошают "чёрный континент".
Полвека назад в Чаде численность слонов подходила к 300 тысячам, но с середины 1980-х годов она сильно упала. Слонов истребляли хорошо вооружённые браконьеры. В первое десятилетие нынешнего века более 90 процентов слоновьей популяции пало от рук убийц - главным образом суданских браконьеров, совершавших вооружённые набеги в поисках слоновой кости. Этих налётчиков называют арабским словом «джанджавид», что в вольном переводе означает «дьяволы на лошадях» или «призраки на конях» (хотя некоторые ездят на верблюдах). Были времена, когда казалось, что на территории Чада не останется, видимо, вообще ни одного слона (
Источник).
Всё чаще на борьбу с браконьерами-мужчинами выступают местные женщины.
33-летняя Кумирэ и её женская команда «Акашинга» - яростные защитники животных. «Акашинга» - подразделение некоммерческого Международного Фонда по борьбе с браконьерством. Фонд управляет заповедником Фундунду в Зимбабве, долина Замбези - бывшее охотничье хозяйство площадью 300 квадратных километров.
Вадзанай Мунемо с напарницей столкнулись со слоном, когда патрулировали заповедные земли, бывшие когда-то частью охотничьих угодий. Еще недавно животных здесь можно было встретить не чаще, чем раз в неделю, теперь они попадаются ежедневно.
Источник картинки.
Основатель подразделения - Дэмиен Мандер - покрытый татуировками австралиец, бывший солдат спецназа, обучал рейнджеров в Зимбабве более десяти лет. Служба в Ираке и война с браконьерами в Африке научили его: любые изменения (будь то заключение мира между странами или изменение отношения к дикой природе) - не могут произойти без поддержки местных жителей.
Осознав это, Мандер стал ездить по деревням Фундунду, искать женщин, которые могли бы пополнить ряды «Акашинги». Дэмиен пришёл к выводу, что девушки лучше мужчин подходят для работы рейнджерами: меньше склонны брать взятки, успешнее избегают опасных ситуаций.
Мандер решил брать в команду женщин, перенесших травму: сирот, больных СПИДом, жертв сексуального или домашнего насилия. Кумирэ присоединилась к ним после того, как муж бросил её с двумя дочками на руках. Мандер рассуждал: кто может защитить животных, страдающих от насилия лучше, чем женщины, побывавшие в критической ситуации? Он смоделировал отборочный курс: три дня безостановочных тренировок, во время которых проверялось, как хорошо претендентки смогут работать в команде, когда промокнут, замёрзнут, оголодают или безмерно устанут. Из 37 женщин 16 отобрали для прохождения учебной программы (и только три уволились сами). Много лет назад Дэмиен Мандер провёл аналогичный курс для 189 мужчин - в конце первого дня уволились все, кроме троих. «Мы думали, что ведём женщин через ад, - вспоминает Мандер. - Но, оказывается, они уже побывали в настоящем аду, и наши испытания показались им не такими уж тяжкими».
Фото: В лагере рейнджеров - ужин. Вся команда придерживается вегетарианской диеты - это правило установил Мандер. Такая диета, по его мнению, помогает выработать правильное отношение к животным и поддерживает сбалансированное питание. «Еда - важная часть программы», - объясняет он. Сформировав подразделение «Акашинга», Мандер заручился помощью шеф-повара Николы Кагоро (в центре, мужчина в очках), чтобы разработать достаточно калорийные растительные блюда. «Моя работа - сделать так, чтобы у девушек было достаточно энергии для выполнения своей работы», - говорит Никола.
----------------------------------------------------------------------------------------------
[1] "Безвременно ушедшая из жизни, талантливая и обаятельная Ирина Синицына справедливо обратила внимание на защиту обычным правом природы, в частности бережного отношения к животным, как к домашним (за жестокое отношение к ним владелец получал от нарушителя крупную компенсацию, а вождь солидную сумму штрафа), так и к диким. Надзор за фауной осуществляется в традиционных обществах Африки специально выделенными для этого людьми. На них возложена функция сбережения природы от возможных негативных воздействий в течение всего времени жизни данного поколения. Смысл самоотверженной деятельности этих первых в истории человечества профессиональных «зелёных», покрытой пеленой символов и ритуалов, реально состоял в том, чтобы в максимально неизменном виде передать благодарным потомкам экологическое наследие, оставленное трудолюбивыми, заботливыми, почитавшими природу предками. Аналогичным было отношение к тотемным породам лесных деревьев у древних германцев, сохранённое их жрецами-друидами. Не вызванное крайней необходимостью сдирание коры с таких деревьев приравнивалось к покушению на жизнь человека и нередко каралось, исходя из этого критерия" (И. Л. Андреев).