"Лукан говорит в «Фарсалии» о галльских друидах, живших в непроходимых лесах и искавших уединения в глубоких чащобах. Один комментатор-схоласт отмечает, что «они поклонялись своим богам в лесах и не имели храмов
( Read more... )
Здесь надо подходить к вопросу "ширше". Мы знаем, что в Чатал-Хююке не было храмов, а у шумеров храмы были. Очевидно, храмы возникают лишь в стратифицированных обществах, а в эгалитарных обществах их нет.
Тогда, чтобы установить наличие или отсутствие у кельтов храмов, надо прежде ответить на вопрос: было ли кельтское общество стратифицированным, имелась ли у них пресловутая "вертикаль власти"?
Исторические свидетельства говорят, что никакой "вертикали власти" не было даже у позднейших кимвров. Орозий в своём описании («Historiae contra Paganes», V. 16.4) разгрома римской армии кимврами в нижнем течении Роны в 105 г. до н. э. говорит, что кимвры захватили два военных лагеря римлян и, выполняя данный богам обет, начали приносить в жертву всё подряд: «Они разрывали на части и выбрасывали одежды, швыряли в реку золото и серебро, кромсали на куски воинские доспехи, срывали упряжь с лошадей, после чего лошади кидались в реку, и вешали на деревьях людей, так что не было ни добычи победителям, ни пощады побеждёным». Точно также Цезарь сообщает, что кельты похожим образом посвящали военные трофеи своим богам (В. G.: VI), с той лишь разницей, что они не вывешивали их на деревьях или в храмах, а складывали кучей на освящённой земле".
Римляне, у которых была "вертикаль власти" и были храмы, так не поступали. Всю добычу и трофеи они, как муравьи, тащили в Рим и всё барахло показывали во время триумфа.
Тогда, чтобы установить наличие или отсутствие у кельтов храмов, надо прежде ответить на вопрос: было ли кельтское общество стратифицированным, имелась ли у них пресловутая "вертикаль власти"?
Исторические свидетельства говорят, что никакой "вертикали власти" не было даже у позднейших кимвров. Орозий в своём описании («Historiae contra Paganes», V. 16.4) разгрома римской армии кимврами в нижнем течении Роны в 105 г. до н. э. говорит, что кимвры захватили два военных лагеря римлян и, выполняя данный богам обет, начали приносить в жертву всё подряд: «Они разрывали на части и выбрасывали одежды, швыряли в реку золото и серебро, кромсали на куски воинские доспехи, срывали упряжь с лошадей, после чего лошади кидались в реку, и вешали на деревьях людей, так что не было ни добычи победителям, ни пощады побеждёным». Точно также Цезарь сообщает, что кельты похожим образом посвящали военные трофеи своим богам (В. G.: VI), с той лишь разницей, что они не вывешивали их на деревьях или в храмах, а складывали кучей на освящённой земле".
Римляне, у которых была "вертикаль власти" и были храмы, так не поступали. Всю добычу и трофеи они, как муравьи, тащили в Рим и всё барахло показывали во время триумфа.
Reply
Leave a comment