Проф. А. Зубов считает, что переселение этрусков из Восточного Средиземноморья в Западное произошло во время катастрофы Бронзового века. "После того, как ахейцы под ударами дорийцев двинулись из Микен, с Крита на восток и в числе других народов поселились на восточном побережье Средиземного моря, образовав филистимские города", возможно, этруски были вынуждены покинуть побережье Анатолии или острова Эгеиды и двинуться на запад. Немировский высказывает точку зрения, согласно которой они сначала обосновались на островах западного Средиземноморья - на Сардинии, Корсике, Эльбе. Там они ассимилировали народы доиндоевропейского происхождения. И потом уже они переселились на полуостров, в Италию.
Во всяком случае, развитая городская цивилизация этрусков ярко контрастировала с примитивными деревенскими поселениями местной культуры Виллановы. Древнейшие из известных нам памятников этрусской культуры - изысканные каменные гробницы, датируемые 750 г. до н. э., - сначала квадратные, а позднее куполообразные, абсолютно не похожие на простые захоранения урн и погребальные ямы окружавших их народов. Этрусские священнослужители и прорицатели были профессионалами: в течение многих лет их наподобие вавилонских учёных обучали в специальных школах.(Примечательно, что этрусское слово мару точно также обозначает священнослужителя или судью, т. е. «профессионала», в отличие от жрецов и жриц эллинистического мира, занимавшихся религиозными делами время от времени, или даже от тех прорицателей и прорицательниц, что «работали» постоянно, но не получали тем не менее специального образования. В обязанности лукумона и его помощников входило отправление общественно значимых церемоний этрусской религии, но в качестве советников выступала коллегия учёных, гаруспиков (haruspices), ныне известных, в первую очередь, благодаря их гадательному искусству. Гаруспики были также астрономами, математиками и инженерами. Даже после того как Рим сокрушил политическую власть этрусков, коллегия гаруспиков сохранилась в этом городе как часть административной системы. Именно гаруспик предупреждал Цезаря о мартовских идах.
Все эти особенности резко отделяют этрусков от их ближайшего окружения.
"Характерно, что и храмы этрусков отличались от классических греко-римских храмов. Они ставились на горе, на высоком подиуме, а там, где не было горы - на искусственной горе, то есть на высокой насыпи. И она должны была, видимо, символизировать храмовую гору, соединяющую небо и землю, что не было свойственно греческим и римским храмам. Этрусский храм был осью соединения миров, подобно месопотамским зиккуратам".
Но зиккураты есть и на Сардинии!
Источник картинки.
"Обычно считают, что переселение этрусков шло двумя волнами: ранняя - в XI веке, проходящая, возможно, через острова, и поздняя - в IX веке. У нас есть несколько поразительных памятников, найденных на острове Лемнос. Остров Лемнос, как вы помните - это один из почти прилегающих к Малой Азии больших греческих островов на самом северо-востоке Эгейского моря. И там найдены памятники IX-VI века - стела воина, еще несколько табличек, есть и недавние находки, написанные фактически на языке этрусков и алфавитом этрусков. Датировки этих памятников приблизительны, но нижняя граница - 510 г. до Р.Х. - завоевание Лемноса Мильтиадом, присоединение его к Афинам и эллинизация населения острова. До того жители Лемноса говорили на пеласгийском (как утверждает Геродот) или тирсинском (Фукидид) языке" (
А. Зубов).
Остров Лемнос на карте восточного Средиземноморья. Возможная прародина этрусков.
Погребальная стела из Лемноса с надписью на языке, близком к этрусскому. VI в. до Р.Х. Афины. Национальный музей.
"Мы можем предположить, - говорит проф. Зубов, - что этрусское письмо, так же как лемносское письмо - это пеласгическое письмо, которое заимствовано у пеласгического населения, в первую очередь, Эвбеи - острова близ восточного побережья Эллады, с которого началась колонизация, в том числе, и Италии, Кампании. С этим пеласгическим населением этруски встречались, если даже сами не были его частью". Вот я, кстати, как раз считаю, что этруски были частью пеласгов, но, в отличие от проф. Зубова, я не считаю пеласгов индоевропейцами.
"Латинский алфавит, безусловно, произошёл или из этрусского языка, или непосредственно из этого пеласгического, эвбейского языка. Так что мы уже здесь видим, что латиница - алфавит, на котором сейчас большая часть мира записывает свои мысли, это, на самом деле, скорее всего, этрурица, то есть у него есть этрусский прототип".
Об этом пеласгическом языке я уже писал в
Матриархальные корни письменности.
"Хотя этруски были достойными противниками римлян и воевали с ними несколько столетий, тем не менее, римляне говорили, что их в наибольшей степени удивляет не военная сила, а религия этрусков. Как писал Тит Ливий [Livy. 5.1.16], этруски - это народ, который особо предан вопросам религии, особо увлечен вопросами религии."
Далее. Бог с именем Тин или Тиния, которого проф. Зубов сравнивает с Зевсом и Юпитером, по-моему, больше напоминает индусского Ханумана и крито-минойских священных голубых обезьян.
Бронзовая статуэтка бога Тина с молниями в руке. V в. до Р.Х. Кортона. Музей Этрусской Академии
"Супругой Тина является Уни. Вы понимаете, что Уни - это Юнона, и отсюда слово «юная». Гера в греческой мифологии - это Уни для этрусков. Уни - покровительница царской власти. На знаменитой табличке из Мурло, где изображены основные этрусские боги, только Уни сидит на троне. Все остальные боги или стоят, или сидят на курульных креслах. Но трон только у неё. И это говорит о том, что у неё совершенно особое место, которого нет даже у Тина. Это великая Мать, великая Владычица земли и всех людей".
"Идея трона, на котором восседает Великая богиня, восходит к Чатал-Хююку, то есть к среднему неолиту. А Чатал-Хююк - это тоже Малая Азия. И эта традиция сохраняется в Этрурии. Великую богиню именуют иногда пеласгическим именем Эйлифия, которое потом греки переделали в Левкофея. И, как предполагают многие учёные, слово «Элевсин» («радующаяся») происходит от этого пеласгического «Эйлифия»".
Кстати, про эту пеласгическую Илифию см. в
Культ "пещерной" богини на Крите.
"Другое очень важное для этрусков божественное лицо - это Туран. Туран - подательница, хранительница жизни. Её приравнивают к греческой Афродите в её обоих образах - в образе космической Афродиты Урании и в образе Афродиты - подательницы плотской любви - Афродиты Пандемос".
Туран (Афродита) на лебеде. Этрусское зеркало. Конец IV в. до Р.Х. Париж. Лувр. Br 1720.
Богиня Туран с крыльями. Рядом с ней Эрос и Гимерос. Изображение на этрусском бронзовом зеркале из Пренесте. 500-490 гг. до Р.Х. Британский музей. 1884,0614.5.
"Кстати, на урне из Перуджи богиня держит на поводках двух пантер. Она - владычица зверей. Напомню, что трон Чатал-Хююкской богини - это тоже два леопарда, которые образуют подлокотники трона".
"Ещё одно древнее общее имя - это Аритими, Артумес. Это Артемида или А-ти-ми-то, чьё имя встречается на табличках микенского периода из Пилоса. Артемида или Диана, на латинский манер, - это именно этрусское женское божество, которое впервые было привнесено в Рим Сервием Туллием, основавшим святилище Дианы на Авентинском холме, а до того она не почиталась [у римлян]".
"Еще одно имя - это Ферсипна. Ферсипна - это, безусловно, Персефона. Она восседает на троне рядом с Аитой. Аита - это Аид, Гадес, Плутон. Она - царица подземного царства. Это, конечно же, то, что соединяет религию этрусков с Элевсином - тоже микенским, а, возможно, и пеласгическим святилищем".
"В Вейях мы находим надпись: «Цел ати» («Земляная матушка»). Ати - мать, цел - земля. Речь идёт о Церере (=Деметре), матери Персефоны".
"На некоторых ковчегах, например, на ковчеге из Хасти Афунеи в Кьюзе, изображается богиня Кулсу, выходящая из полуоткрытой двери. Это врата подземного мира. Кулс на языке этрусков (сколь мы знаем) - это врата. То есть это то, из чего рождаются умершие, как ребёнок рождается через детородные органы женщины".
Насколько я понимаю, проф. Зубов имеет в виду, что смерть здесь, в нашем мире, есть рождение там, в потустороннем мире [1].
Ковчег Хасти Афунеи из Кьюзе. Богиня Кулсу выходит из полуоткрытой двери. II в. до Р.Х. Палермо. Археологический музей.
"В связи с этим очень важны такие существа, которые именуются у этрусков Лазы. Иногда говорят, что это богиня, но, по всей видимости, это имя многих духов, и, видимо, они как-то связаны с римским именем Лары. Лары - это спутницы и спутники богов. Например, в эрмитажном зеркале из Кампан лазы изображены и как молодые девушки, и как юноши, которые окружают любовную сцену Туран и Атуниса. Атунис, как вы понимаете, это Адонис".
Бронзовое зеркало с изображением Туран, Атуниса и лазы Цирны. По краю изображены 6 лаз в образе юношей и девушек. IV в. до Р.Х. СПб. Эрмитаж. G.K. IV, № 322.
Здесь, в связи с Атунисом, сразу возникает проблема разделения "мух" и "котлет". Понятно, что Атунис/Адонис - это ближневосточный "залётный" бог, появившийся у этрусков в самый поздний период их существования, когда они уже были вовлечены в сферу греко-римского влияния. Как различить автохтонных этрусских богов и богинь от божеств синкретических? Это очень трудный вопрос.
В заключение можно сказать, что этрусский пантеон в целом соответствует тому, что мы наблюдаем в крито-минойской культуре и - шире - в пеласгической Эгеиде. Индоевропейские мотивы здесь обнаруживаются лишь как позднейший "налёт" на умирающей культуре.
-----------------------------------------------------------------------------------
[1] Многие люди, которым довелось переживать холотропные состояния, сообщают, что перинатальный уровень психики видится им как врата между трансцендентной сферой и материальной реальностью, как проход, действующий в обоих направлениях.
Во время нашего биологического рождения, когда мы являемся в материальный мир, мы "умираем" для трансцендентного измерения; и наоборот, нашу физическую смерть можно рассматривать как рождение в мир духа.
- Станислаф Гроф, «Космическая игра»