В продолжение записей "
При изобилии - патриархат, в нужде - матриархат",
При изобилии - патриархат, в нужде - матриархат (2) и
При изобилии - патриархат, в нужде - матриархат (3).
"Об охотнике совершенно справедливо говорят, что его богатство - это его бремя. При его образе жизни материальные ценности могут, как отмечает Гузинде, оказаться «тяжелейшим бременем», тем большим, чем дальше он их переносит. У некоторых собирателей есть лодки, другие имеют собачьи упряжки, но большинство должно таскать на себе все свои пожитки, и поэтому в их имущество входит только то, что могут унести на себе люди. Или даже только то, что могут унести на себе женщины: мужчины должны быть свободны от поклажи, чтобы в любой момент иметь возможность преследовать дичь или защищаться от нападения врагов. Как отмечал в не слишком отличающемся контексте Оуэн Лэттимор, «настоящий кочевник - бедный кочевник». Подвижность и собственность несовместимы" (Цит. по: Саллинз М. Экономика каменного века. - М.: ОГИ, 1999. С. 28).
Ллойд Уорнер сообщает о мурнгин, например, что «портативность» имеет решающее значение в их системе ценностей. Что, как пишет Уорнер, имеет «первоочередное значение», так это «свобода передвижения». И этим «стремлением к свободе от обременительного и ответственного „груза вещей"», который мешает образу жизни «общества странников», Уорнер объясняет «неразвитое чувство собственности» мурнгин и их «незаинтересованность в усовершенствовании своего технологического оснащения» (Warner, W. Lloyd, A Black Civilization (Harper "Torchback" from the edition of 1958; first edition 1937). New York: Harper & Row. 1964, р. 136-137).
"Как только !кунг [1] станут более тесно контактировать с европейцами - а это уже практически произошло, - они ощутят острый дефицит предметов нашего быта и будут нуждаться во всё большем и большем их количестве. Находясь среди одетых иноземцев неодетыми, они будут чувствовать себя униженными. Однако в своей собственной среде, окружённые предметами своего труда, они были относительно свободными от материального прессинга. За исключением воды и пищи (важные исключения!), имевшихся у них - судя по тому, что !кунг все худые, но не тощие, - в достаточном, хотя и ограниченном количестве, они располагали всем необходимым или же могли сами изготовить всё необходимое, так как любой мужчина умеет делать и делает все вещи, которые производятся мужчинами, а любая женщина - всё, что изготовляется женщинами... они жили в своего рода материальном изобилии, потому что приспосабливали свои орудия труда под материалы, которые в избытке находились кругом и которые каждый легко мог взять и использовать (например, древесина, кость для изготовления оружия и орудий, тростник, волокно для плетения верёвок, трава для хижин и ветровых заслонов и прочие материалы, которых также вполне достаточно для бытовых нужд обитателей этих мест). !Кунг всегда могли увеличить количество скорлупы страусиных яиц, идущей на изготовление бисера (чтобы носить на себе для красоты или пустить на обмен), у любой женщины останется ещё не менее дюжины скорлуп для переноски воды - а больше она не унесёт, - хватит и на бисер для выполнения орнаментов на украшениях. Ведя бродячий образ жизни, эти охотники и собиратели со сменой времён года передвигаются поближе к очередному источнику пищи, ходят взад и вперёд то за пищей, то за водой и при этом постоянно носят на себе детей и все свои пожитки. В избытке имея под рукой почти любой материал, чтобы заменить при необходимости то или иное изделие, !кунг не выработали способов длительного хранения вещей и не нуждались в запасных вещах или в дубликатах, а может быть, просто не хотели обременять себя. Даже единственный имеющийся экземпляр они скорее всего не станут носить с собой. То, чего у них нет, они берут взаймы у других. Потому-то они и не обрастают имуществом, и накопление вещей не получило у них связи со статусом" (Marshall, Lorna, "Sharing, Talking, and Giving: Relief of Social Tensions Among Kung Bushmen", 1961, pp. 243-44).
Мы склонны считать охотников и собирателей бедными, потому что у них ничего нет; возможно, правильнее было бы считать их свободными, потому что у них ничего нет. «Крайняя ограниченность имущества освобождает их от всех забот за исключением самых насущных и позволяет наслаждаться жизнью» (Gusinde, Martin, The Yamana. 5 vols. New Haven, Conn.: Human Relations Area Files. (German edition 1931) 1961, р. 1).
В некотором смысле, охотников и собирателей можно сравнить с детьми, которые также не обременены собственностью. Пока дети свободны от стяжательства материальных благ, девочки часто влюбляются в мальчиков "просто так", без "задних мыслей" о выгодном браке. И такая любовь считается самой чистой и возвышенной.
Первая любовь, школьные года.
В лужах голубых - стекляшки льда…
Не повторяется, не повторяется,
Не повторяется такое никогда!
Думаю, такая любовь имела место быть в среде древних охотников и собирателей. А что ещё нужно для счастливой жизни?!
-------------------------------------------------------------------------------
[1] !Кунг - название одной из этнических групп бушменов Калахари; восклицательный знак передаёт один из так называемых щёлкающих звуков, характерных для языков койсанской семьи, в которую входят и языки большей части бушменов Южной Африки.