Семантика образа Быка в Чатал-Хююке.

Nov 26, 2020 08:34

В статье Е. Г. Вырщикова "Культ быка в культуре Чатал-Хююк" приводятся изображения быков с неестественно длинными рогами.





"Змеиная" символика рогов здесь очевидна. Но, кажется, можно трактовать эти волнистые рога и как напоминание о подземных ( = загробных) водах.

Интересно, что, согласно чукотским поверьям, мамонты живут под землёй и роют себе ходы мощными бивнями. Там они перемещаются по узким коридорам, их телодвижения служат причиной подземных толчков и землетрясений. Как только они появляются из-под земли, гремит гром и сверкает молния.

О связи рогатого быка с Нижним миром свидетельствует образ Посейдона. Посейдон - бог морей, и его царство в морских глубинах граничит с царством его брата Аида.

Любопытно, что Посейдон у греков ассоциировался с быком. Во всяком случае, бык являлся его священным животным.

Значит, толкуя образ неолитического быка из Чатал-Хююка, необходимо представлять его в контексте Нижнего (загробного) мира. Его неестественно длинные и волнистые рога напоминают о водах подземных рек. И, конечно, главное в этих рогах - их схожесть со змеями. А змеи, как мы знаем, являются медиаторами (посредниками) между подземным и надземным мирами. Они то выползают на поверхность, то уползают в норы под землю. Очевидно, с культом быка были связаны какие-то медиумические практики общения с духами умерших людей.

Если сюда дополнительно привлечь некоторые известные нам черты образа Быка в крито-минойской культуре, то можно сделать вывод о связи царской власти с медиумическими практиками. К примеру, в «Одиссее» Гомера (XIX.178-179) Минос назван «девятилетним царём, собеседником великого Зевса». Видимо, подразумевалось, что Минос каждые девять лет встречался в Идейской пещере с Зевсом для получения новых "откровений".



Как известно, Зевс сам многократно перевоплощался в быка, так что его образ - через быков Чатал-Хююка - восходит к верхнепалеолитическим изображениям.



змеи, царь, бык, символика, Чатал-Хююк

Previous post Next post
Up