О "женской" семантике города (2).

Nov 17, 2020 10:51

В предыдущем тексте говорилось о лютой ненависти древних иудейских кочевников по отношению к городам Палестины. Но вот они обосновались на "земле обетованной", обжились, построили Иерусалим и храм в нём, и... свершилось чудо: свой город стал для них "матерью родной".

К. Г. Кудрявцева в своей монографии "Образы мировой мифологии в Откровении Иоанна Богослова" (М., 2015. С. 143) пишет:

"Само слово «город» на иврите женского рода. На этом во многом строится образ женщины-города. Русские переводы не полностью отражают всю специфику текста, так как слово «город» в русском языке - мужского рода [1].

Многие учёные отмечают связь персонифицированного женского образа Иерусалима с древней ближневосточной традицией. Наиболее близкой к библейской становится западносемитская традиция, где «город» тоже женского рода. Вследствие чего сам город понимается как Богиня, спутница Бога-покровителя города. При этом она может зваться «матерью», «дочерью» или «девой».

В библейских текстах это представление, переставшее уже быть осознанным, «оживает», приобретая новое преломление. Город становится не просто женщиной, а супругой или невестой, добавляется нравственный аспект. В ТаНаХе появляется метафора брачного союза, заключённого между Богом и народом Израиля".

Через всю библейскую историю отношения народа Израиля к Богу имеют характер дихотомии между верной женой и блудницей. Всякое уклонение или отклонение от почитания единого Бога пророки называют "блудодеянием". Через уста пророков Господь упрекает свою жену-Израиль в идолопоклонстве: «И накажу её за дни служения Ваалам, когда она кадила им и, украсив себя серьгами и ожерельями, ходила за любовниками своими, а Меня забывала …» (Ос. 2:13). Интересно уподобление Израиля в 8-й главе сосуду, пустому и непригодному: «Поглощён Израиль; теперь они будут среди народов как негодный сосуд» (Ос. 8:8). В Книге Пророка Иеремии, во 2-й главе Израиль сравнивается сначала с прекрасной невестой, которая пошла за Богом в пустыню, «в землю незасеянную» (Иер. 2:2). Но постепенно начинает вводиться образ неверной жены, впавшей в блуд и забывшей своего мужа. «Она ходила на всякую высокую гору и под всякое ветвистое дерево и там блудодействовала» (Иер. 3: 6). У пророка Иезекииля есть фраза: « … ты выброшена была на поле» (Иез. 16:5) применительно к «молодости» Израиля. Господь подбирает Иерусалим, всеми брошенный, лежащий в своей крови, омывает её, даёт наряды и драгоценности. И Иерусалим «достигла царственного величия» (Иез. 16:13), но стала «прелюбодейной женой» (Иез. 16:32), превратила подаренные ей Господом одежды в средство своего блуда, принесла в жертву сыновей своих (Иез. 16:20-21), за что Господь предрекает ей страшные наказания.

Очевидно, как говорит К. Г. Кудрявцева, Иерусалим есть всестилище Бога, его "дом", как жена - "дом" для мужа. Храм, от времён своего основания Соломоном, рассматривался как особое место, в котором пребывает Господь. «Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Моё там во все дни» (3 Цар. 9:3). «Это покой Мой на веки: здесь вселюсь, ибо Я возжелал его» (Пс. 131:14). И именно у Пророков получает своё развитие метафора женщины-города, женщины-жены Господа - женщины, в которой пребывает Господь. У Иезекииля появляется Иерусалим-Оголива («шатёр мой в ней»). Захария обращается к Дочери Сиона: «Ликуй и веселись, дщерь Сиона! Ибо вот, Я приду и поселюсь посреди тебя, говорит Господь (Зах. 2:10). И тем самым начинает как бы высвечиваться первоначальный образ, образ женщины-сосуда - сосуда для своего мужа, для людей (в данном случае, обитающих в городе).

В связи с этим припоминается и самый священный символ иудейской религии - ковчег завета. Василий Розанов пишет: "Да, этот странный занавес, замыкавший одно отделение от соседнего, - не стена, не решётка, - занавес цветной и нарядный, наконец - со складками, как бы со сборками, - и куда так страшно запрещено было входить, куда единожды в год входивший не вносил света, не мог иметь при себе свечи или факела, что было бы так естественно, чтобы не наткнуться и чтобы сделать там что нужно, - он в высшей степени напоминает просто сборчатую цветную юбку, подол, "края которого", конечно, "никто не поднимает" (цит. по: Розанов В. В. О себе и жизни своей. - М., 1990, с. 246-247).



Покрывала Скинии (Реконструкция).

Также можно припомнить, что древнеиудейский иерусалимский храм имел т. наз. "двор женщин".


diak_kuraev сообщает: "Нам известно, что малолетних девочек принимали на служение для воспитания при Храме. Жили они вне Храма в женском отделении. Чаще всего это были девочки из семей коганов (священников) или выбранные по наитию пророками. В их обязанности входили уборка в миквах (ритуальных бассейнах), на Храмовой площади и в Женском дворе. Они же приготовляли масло и фитили для золотой меноры (семисвечника), следили за сушкой дров к Жертвеннику. Логично, что и праздничное убранство Храмовой площади также вменялось им в обязанность. Не исключено, что изготовление Храмовых завес, и прежде всего тех, что отделяли Хейкал от Святая святых, также поручалось этим юным мастерицам под присмотром опытных ткачих и вышивальщиц".

Существует точка зрения, что дочь Иеффая, который дал обет (Суд. 11: 30-37), была отправлена на вечное девственное служение при Храме. Считается, что при Храме жила и пророчица Анна, упомянутая в (Лк. 2: 36-37). Пророчицами в Библии называют тех женщин, которые были одарены способностью составлять священные песнопения, как пророчица Мариам из (Исх 15: 20), либо принадлежавших к семьям пророков, их сестер и жён (4 Цар. 22: 14), либо отличающихся особой благочестивой жизнью.
-----------------------------------------------------------------------------------------
[1] Тем не менее женский род присутствует в некоторых фразах: «Киев-мать городов русских», «Москва-матушка».

Библия, гендерное, город, храм, евреи

Previous post Next post
Up