История с Ширли Ардель Мейсон, кажется, проливает свет на феномен одержимости.
И она очень сильно напоминает историю
Аннелизы Михель.
"Аннелиза воспитывалась в строгости и была предана католической вере. Как сообщается, её родители были глубоко религиозны, отвергали реформы Второго Ватиканского Собора и сочувствовали экстремистским, даже сектантским католическим объединениям. Михель посещала мессу два раза в неделю, пела в церковном хоре и, как отметила The Washington Post, «пока другие дети её возраста бунтовали против власти и экспериментировали с сексом, она, пытаясь искупить грехи наркоманов и сбившихся с пути истинного священников, спала на голом полу в середине зимы»" (
из Википедии).
Про Ширли: "Девочка с ранних лет подвергалась жесточайшему моральному и физическому насилию, пыткам и наказаниям, которые мать объясняла той религиозными установками. Побои, изоляция, сексуальное насилие, клизмы с ледяной водой, лишение еды и воды - это лишь немногий список жестоких наказаний Ширли, которым она подвергалась изо дня в день".
Я не думаю, что всё, сказанное про мать девочки в данном пассаже, соответствует реальности, но понятно, что девочка в переходном возрасте пережила примерно то же самое психическое напряжение, которое испытывают посвящаемые в обрядах инициации.
"Часто скромная и застенчивая Ширли обнаруживала в своём шкафу баснословно дорогие и яркие платья, которые она бы себе никогда не купила. Порой Мейсон просыпалась среди осколков ваз и фигурок, стоявших в её квартире, однако не помнила, чтобы что-то разбивала. Также женщину пугали её картины, которые она начинала писать сама, а позже обнаруживала не характерные для неё мазки и стиль на завершенных полотнах. Кроме того, Ширли Мейсон часто оказывалась в странных местах - она просыпалась на автомобильных стоянках, в городских парках и подворотнях, которые находились далеко от её дома, и абсолютно ничего не помнила".
А вот здесь уже я представляю себе, в каком положении оказывались те женщины эпохи Просвещения, которых обвиняли в связях с дьяволом. Например, вдруг обнаружились в шкафу "баснословно дорогие платья". Сразу вспоминается Золушка, которая получила такое платье от феи. А феи, по средневековым понятиям, это бесы, слуги дьявола. Добропорядочной христианке не станут бесы приносить платья в шкаф. Значит, ведьма.
И Аннелиза Михель, и Ширли Мейсон показывают нам самые корни религиозности. Не принимая в расчёт этих и подобных им женщин, вообще невозможно ничего понять в религии.