"Священное оружие".

Oct 10, 2020 20:48

Беотийский щит - один из наиболее узнаваемых предметов античного вооружения.



Boiotia, Haliartos. Circa 400-375 BC. Boeotian shield decorated with upward trident in center.

Учёные спорят, существовал ли такой щит в виде лабриса как предмет вооружения обычных воинов или он являлся всего лишь "священным оружием", как и сам лабрис?

С одной стороны, такая форма щита кажется непрактичной: "дырки" в щите делают воина, прикрывающимся им, уязвимым для стрел и дротиков противника. Но, с другой стороны, этот щит имеет более древние аналоги в микенской и даже в минойской культурах.



Крито-микенские воины (художенственная реконструкция).



Щиты в форме восьмёрки (фрески из Кноссоса).

Ю. В. Андреев говорит, что бык почи­тал­ся на Кри­те как свя­щен­ное живот­ное, и бычьи шку­ры исполь­зо­ва­лись для изготов­ле­ния боль­ших щитов в виде вось­мёр­ки. Щиты эти цени­лись не толь­ко сами по себе как важ­ней­шие части защит­но­го воору­же­ния миной­ских вои­нов, но ещё и как очень зна­чи­мые для набож­но­го миной­ца сакраль­ные сим­во­лы. В миной­ском искус­стве, осо­бен­но в про­из­веде­ни­ях глип­ти­ки и фрес­ко­вой живо­пи­си, они посто­ян­но появ­ля­ют­ся в сугу­бо рели­ги­оз­ном кон­тек­сте, череду­ясь с двой­ны­ми топо­ра­ми-лаб­ри­са­ми, так назы­вае­мы­ми «рога­ми посвя­ще­ния», и дру­ги­ми эле­мен­та­ми куль­то­во­го рек­ви­зи­та.

Здесь надо отметить, что "восьмёрка" - это, вообще говоря, женский символ: мы видим этот символ в основаниях древних святилищ на Мальте.





Спираль, обрамлённая круглыми дугами с чёрточкой в центре: не исключено, что это -изображение лунного цикла. Северо-восточная часть Наута, Нью-Грейндж, Ирландия, 3500-3200 гг. до н. э.

Что касается лабриса, то на Крите обнаружили древние лабрисы, сделанные из камня, золота и... глины. Если золотой лабрис ещё можно как-то представить себе в виде оружия, то глиняный - никак невозможно. При раскопках критских дворцов были обнаружены гигантские лабрисы, выше человеческого роста. Сугубая симметричность лабриса делает его мало пригодным в качестве боевого орудия и выдаёт его сакральное предназначение. Кроме того, носительницами минойских лабрисов были не боги и жрецы, а исключительно богини и жрицы.

Но, если критские топоры имели преимущественно сакральное значение, обоюдоострый топорик скифов (сагарис) был по-настоящему грозным боевым оружием. Об его использовании скифами пишет ещё Геродот, а Аристарх Самофракийский два века спустя приписывает его использование и амазонкам.

Ситуация с лабрисом напоминает аналогичную ситуацию с колесницей. Самые древнейшие колесницы имели исключительно сакральное значение. Сначала в колесницах передвигались божества, и лишь затем, много веков спустя, люди "прихватизировали" божественный транспорт и стали использовать его в своих корыстных интересах. Очевидно, подобную инволюцию претерпел и лабрис. Это можно сравнить с христианским крестом: он может использоваться как "священное оружие" в борьбе против демонов, при изгнании бесов из одержимых, в качестве защиты от нечистой силы, но увесистым крестом можно и убить, если со всего размаху нанести удар по голове.

Так что это вполне возможно, что конструкция щита в виде "восьмёрки" или лабриса была связана с представлениями об охранительных свойствах той же "восьмёрки" или лабриса. Противники представлялись как "черти", от которых защищались крестом лабрисом.

Весьма любопытен и такой факт - на этрусской вазе VII в. до н.э., найденной в 1877 г. в Тральятелле, неподалеку от Черветери, есть рисунок классического лабиринта с надписью, которую, несмотря на проблемы с этрусским, все читают однозначно - ТРОЯ.



А ведь по Плинию и др. древним историкам именно этот символ был защитным символом Трои. Кстати, Троя ll (2500 - 2250 до н. э.) в плане похожа на Аркаим. Опять же возникает вопрос: что заставляло древних строителей возводить стены города "по образу и подобию" лабиринта - вера в его магические защитные свойства или прагматический расчёт на неприступность подобных стен?

Очевидно, чем глубже в историческую древность мы заглядываем, тем большее значение люди придавали символизму изготовляемых ими вещей. Поэтому они делали щит "не абы как", а в форме Богини, которая защищает своих воинов.

(По мотивам темы "Священное оружие - 1" в "Новом Геродоте").

Греция

Previous post Next post
Up