Владимир Кабо пишет:
"Переводя инициируемых символически, через смерть и возрождение, из одного мира в другой, доступный лишь посвящённым, инициация поднимает их с одного уровня познания на другой, более высокий и совершенный. На этом уровне они узнают, что те мифы, с которыми их познакомили в детстве, предназначены лишь для женщин, детей и непосвящённых мужчин. Их знакомят с другими, "настоящими" мифами, раскрывающими, по мнению посвящённых, подлинный, действительный смысл и содержание мира. Существуют, таким образом, как бы два уровня мифологии, две мифологические системы, одна экзотерическая, открытая для всех, но не признаваемая посвящёнными подлинной, другая - эзотерическая, доступная лишь прошедшим инициацию. Священное раскрывается в ней во всей полноте, и с ним утверждаются новые отношения прошедшего инициацию с миром великих культурных героев и тотемических предков, со священными объектами, такими, как австралийские чуринги и гуделки. Инициация разрушает прежний духовный мир инициируемых, чтобы ввести их в новый, насыщенный более глубоким религиозно-мифологическим содержанием".
И далее:
"Мифы, относящиеся к высшим существам юго-восточной Австралии, - во всяком случае, "подлинные", эзотерические мифы, - были известны только мужчинам, прошедшим все обряды инициации. Только во время заключительной и самой секретной стадии посвящения неофит-курнаи узнавал самый важный миф - что Мунган-нгауа когда-то, очень давно, жил на земле и научил предков курнаи всему, что составляет их культурное достояние. Это он ввёл обряды инициации; и когда кто-то раскрыл их тайны женщинам, Мунган-нгауа в гневе вызвал космическую катастрофу, в которой погибло почти всё человечество, а сам поднялся на небо. Наказание космического порядка (потоп, пожар, землетрясение), следующее за одним из тягчайших преступлений - раскрытием непосвящённым тайн обряда и мифа, - сюжет широко распространённый в Австралии. Такое наказание неотвратимо следует и за нарушением запретов, установленных патронами инициаций".
Что-то здесь не так. Мифы не имеют "канонических" версий. Равно как мифы не разделяются на экзотерическую "оболочку" и эзоретическую "сердцевину". Боюсь, что всё это кабинетные выдумки современных этнографов. Живой миф ризоматичен: стоит лишь "пережмать" его в одном месте, незамедлительно вырастет альтернативная версия.
Надо уподобить женскую половину племени фарфоровым куклам, чтобы поверить в то, что здесь рассказывает Владимир Кабо. Разве женское сознание не способно "подключиться" к коллективному Бессознательному, разве только мужчины могут приобщаться мифическому Времени сновидений? Тогда, спрашивается, почему мифологическое сознание не может в полной мере реализоваться в женщинах?
Очевидно, оно и реализуется в женском "междусобойчике", а мужской "междусобойчик" лишь по-своему интерпретирует эти мифы. И эту своеобразную интерпретацию В. Кабо называет "раскрытием священного во всей полноте". Хотя, если задуматься над этим, очень странная получается картина. Это можно сравнить с тем, что все женщины и дети до 13-летнего возраста исповедуют православную веру, но затем, в 13-летнем возрасте мальчикам объясняют, что на самом деле православная вера - это ребячество и вздор, а вот баптисткая вера - это круто, это для настоящих "посонов". И в результате получается такая же хрень, как, например, в современной Сирии, где правящая элита -
алавиты (эзотерическое ответвление шиизма), а простонародное быдло - сунниты (
74%).
Мерзопакостная картина получается. "Диктатура пролетариата посвящённых"... Иногда древнеегипетскую религию тоже разделяют на "эзотерическое" учение жрецов и экзотерические культы простонародья, причём в Древнем Египте все жрецы проходили через обряд обрезания, а этот обряд являлся составной (заключительной) частью посвятительного обряда. Но в Древнем Египте, насколько я знаю, не было какой-то отдельной эзотерической религии жрецов, недоступной пониманию простого народа.
В общем, В. Кабо озадачил меня. Тут либо я чего-то не понимаю, либо В. Кабо что-то изложил превратно.