Недавно в записи "
Птица счастья" я задавался вопросом: как соотносятся грифы, "утилизирующие" остатки жизни, с аистами, приносящими новую жизнь?
В связи с этим я припомнил, что моя бабуся, когда я был маленьким, пекла из теста "жаворонки". Это домашнее печенье изготовлялось на сковороде утром 22 марта, аккурат в день весеннего равноденствия. Козе понятно, что православная Церковь "инкорпорировала" в свой календарь этот древний языческий праздник. К 40 севастийским мученикам жаворонки относятся "постольку, поскольку".
Интересно, что в начале апреля коренные жители Югры празднуют вороний день. "Урин эква хотал", "Вурна хатл" - так на языках обских угров звучит название вороньего дня. Ворона - первая птица, которая прилетает на Север после долгой зимы, когда ещё лежит снег и нередки сильные заморозки. Поэтому и отношение к ней особое. Ворона - предвестница весны. Её прилёт символизирует пробуждение природы и зарождение новой жизни. Вот почему у ханты и манси, по старым поверьям, ворона ещё и покровительница женщин и детей. И Вороний день - праздник соответственно для детей и женщин. Раньше все девочки и женщины обских угров хранили изображения вороны, сделанные отцом или старшим братом. А приходила пора выходить замуж, то брали его с собой в новое жилище и в новую семью.
И здесь следует обратить внимание на своеобразные артефакты пермского звериного стиля.
Обычно эти артефакты интерпретируются как наследие легендарной чуди белоглазой. Согласно преданиям, чудь "ушла под землю" под натиском и напором патриархальных племён. Что чудь белоглазая жила в соответствии с матриархальными принципами, о том косвенно свидетельствуют опять те же артефакты.
Что мы здесь видим? Некое божество в виде ящера проглатывает головы - жизни. Внутри его чрева они превращаются в рыб-зародышей, а затем, в виде голов лосей, возрождаются к новой жизни. Крылатые собаки несут души Богине, которая направит их в чрево женщин для нового рождения. Здесь мы наблюдаем тот самый матриархальный "круговорот души в природе", о котором уже много раз писали и говорили.
Известно, что металлургами пермского звериного стиля были женщины, о чём говорят находки разнообразных односторонних и двусторонних литейных форм в женских захоронениях.
А вот ещё один любопытный артефакт.
Здесь мы видим Богиню на коне-лосе. Вверху семь лосиных голов, зверь и птица - символы животного мира, которым правит Богиня. Замыкает композицию ребристая линия, знак воды, окружающей землю.
Конечно, это владычица зверей,
Понтия Терон, о которой мы уже писали.
Ну и в конце подведём итоги нашего маленького расследования.
1. Древний языческий праздник, связанный с днём весеннего равноденствия и появлением перелётных птиц, очевидно, был женским праздником.
2. Советский праздник 8 Марта - "международный женский день" - тоже недалеко отстоит от весеннего равноденствия и как бы продолжает всё ту же древнюю традицию. При этом нас не должно смущать, что советские коммунисты установили дату сего праздника совсем по иному поводу (впрочем,
эта история довольно запутанная); дело в том, что коллективное бессознательное народа всё равно так или иначе заполняет пустующие лакуны архетипов.
3. Ну и, аисты, приносящие новую жизнь, очевидно, тождественны воронам и жаворонкам. В разных культурах - разные птицы, но смысл примерно одинаковый.