В продолжение записи
Языческие храмы как убежища.
Плутарх в жизнеописании Солона (Солон, 12) повествует о конце Килонова мятежа. «Уже с давних пор Килонов мятеж приводил в замешательство город Афины. Наконец архонт Мегакл сумел убедить заговорщиков, которые укрылись в храме Афины, вверив себя защите этой богини, предстать перед судом. Им было позволено выйти из храма на суд, держась рукой за нить, привязанную к её статуе. Когда они проходили мимо храма Эриний, нить разорвалась надвое, и тогда Мегакл и другие архонты велели схватить их, так как богиня отказала им в покровительстве. Тех, кто оказался вне храма, побили камнями, тех, кто искал прибежища у алтарей, закололи, и пощадили лишь тех, кто обращался с мольбой о заступничестве к женщинам. Однако после их ненавидели и называли проклятыми». Матери здесь занимают место самой Афины; презреть их мольбы было бы кощунством по отношению к великой богине-матери и к самому принципу материнства, ставшему предметом столь выдающегося культа в афинском Метрооне (И. Бахофен. Материнское право. Т. 1. С. 342-343).
Интересно, что у кавказских горцев этот древний обычай сохранялся вплоть до наступления Нового времени. В кровопролитной схватке, родовой мести или драке горянка являлась сдерживающей силой, способной остановить разъярённых врагов. В качестве примера приведём слова академика И. Штедера: «Тот считается в безопасности, кого взяла под свою защиту женщина. Когда она вмешивается в кровавые схватки с криками и распущенными волосами, то все пристыженные вкладывают сабли в ножны и расходятся» [13, с. 162]. Подтверждает наше высказывание и сообщение кавказоведа М.А. Мисикова: «В распрях между мужчинами каким сдерживающим элементом являются женщины! Неоднократно бывало, что присутствие женщины предотвращало несчастье; часто мне самому приходилось слышать фразу: «Благодари Бога, что такая-то присутствовала во время нашей ссоры» [10, с. 71]. О том же писал и К. Хетагуров: «До каких бы пределов ни доходило опьянение пирующих мужчин, как бы развязно ни вела себя компания молодёжи, как бы сильно ни было ожесточение ссорящихся, дерущихся и сражающихся, одно появление женщины обуздывает буянов, останавливает и прекращает кровопролитие» [18, с. 356]. Также архивные документы свидетельствуют, что если женщина бросала платок между дерущимися, то тут же драка прекращалась [11, л. 1-33].
Источник.
Увы, вся эта древняя романтика "испарилась" с появлением оружия массового уничтожения. Когда мужики "утюжат" города из дальнобойных орудий или бомбят с воздуха, - что тут могут сделать женщины? Они могут разнять двух дерущихся мужчин, но повернуть назад бомбардировщики они не могут. Лётчики их даже не увидят.
Бомбардировка японского города Кобе, 1945 г.
Мирные жители Дрездена после англо-американской бомбардировки, 1945 г.
Нет, определённо, раньше нравы были лучше, чем теперь. Тогда можно было спастись, ухватившись за женскую юбку. А ныне утопающий скорее за соломинку ухватится, чем за юбку.