"Песнь Песней" считается сборником свадебных обрядовых песен, записанных/дописанных в разное время. В обрядах долгое время сохраняются архаические черты, которые уже не отвечают укладу жизни и исполняются просто по инерции. К тому времени, как "Песнь Песней" была внесена в священный канон, возможно эти гимны еще были частью брачного обряда, а вот матриархата у евреев уже точно не было. Между тем "Песнь Песней" несет недвусмысленные свидетельства если не матриархата, то матрилокальности/матрилинейности. [Spoiler (click to open)]Во-первых, и это самое интересное, активным действующим лицом является девушка. Она влюбляется, она ищет своего любимого, пускает его в свою спальню, печалится, когда он уходит, приводит его в покои родительницы своей.
"Встану же я, пойду по городу, по улицам и площадям, и буду искать того, которого любит душа моя; искала я его и не нашла его. 3 Встретили меня стражи, обходящие город: "не видали ли вы того, которого любит душа моя?" 4 Но едва я отошла от них, как нашла того, которого любит душа моя, ухватилась за него, и не отпустила его, доколе не привела его в дом матери моей и во внутренние комнаты родительницы моей"
Причем этот рассказ полон яркой неподавленной женской чувственности: поцелуи, объятия, тайные свидания, ревность, сексуальное желание.
"Возлюбленный мой протянул руку свою сквозь скважину, и внутренность моя взволновалась от него. 5 Я встала, чтобы отпереть возлюбленному моему, и с рук моих капала мирра, и с перстов моих мирра капала на ручки замка. 6 Отперла я возлюбленному моему, а возлюбленный мой повернулся и ушел. Души во мне не стало, когда он говорил; я искала его и не находила его; звала его, и он не отзывался мне."
То есть девушка выбрала себе мужа и выбрала по склонности души и тела. Наверное, это подразумевает некоторую материальную независимость жены от мужа. Семье девушки все равно насколько бедна или богата семья жениха, потому что имущество останется в семье его матери ( как это принято при матрилокальном ведении хозяйства). Есть место, где невеста говорит, что придет под дерево, где ее возлюбленного родила его мать. Видимо, это подразумевает некий обряд сватовства, связанный со священным местом рода, забирание жениха из семьи его матери, переход в новую. Об этом же, вероятно, говорит уподобление жениха и невесты брату и сестре. "Ах если бы ты был брат мне" звучит как "будь моим мужем, войди в мою семью". В "Песни" брак определенно связан с двумя матерями: невесты и жениха, и нет ни одного упоминания об отце. Братья девушки названы "сыновьями матери моей". И то и другое характерны для ведения родословной по материнской линии (матрилинейности). Если смотреть на "Песнь" с такой стороны, то поведение Суламиты уже не кажется чрезмерным и романтически смелым. Обрядовые песни отражали обыденную действительность и вот такова она вероятно была.