В предыдущей записи
Протоегиптяне говорилось о «бадарийской культуре» - представители которой обитали в долине Нила недалеко от нынешнего Луксора в 45-32 веках до н.э.
Я решил "склеить" и сопоставить три известия из этой записи.
1. Они не строили каменные дворцы и храмы; им вполне хватало хижин из прутьев, обмазанных глиной и украшенных ярко раскрашенными циновками.
2. Они были мирные ребята и войн не вели - групповых захоронений воинов археологи не обнаружили.
3. Нашли отдельные от общих некрополей «кладбища холостяков». "Весьма вероятно, - сообщает Википедия, - что в таком распределении могил нашло своё выражение характерное для родового строя противопоставление женатых мужчин неженатым, обычно жившим своей обособленной жизнью".
Но прежде "склеивания" я вновь обращаюсь к "Материнскому праву" И. Бахофена. Вот как он пытается обосновать существование этого права:
"Во главе мироздания стоит великая Праматерь, из чрева которой берёт начало всякая жизнь. В ней же обитает вся святость и власть смертной женщины - её образа и жрицы. Всякий, кто причиняет вред женщине, кощунствует над Праматерью. Кто преступает право одной, тот будет наказан другою. Так Мать-Земля становится мстительницей за злодеяние. С физическим понятием здесь, если можно так выразиться, связано понятие уголовно-правовое".
Ну, допустим, так оно и было. А каков же был сам механизм правового воздействия, какова была правоприменительная практика? Ведь в современной РФ не сам Уголовный Кодекс наказывает обвинённых в преступлении людей, а конкретные "органы" - полиция, суды, тюрьмы. Но напрасно мы станем искать у Бахофена расследования этой крайне любопытной темы. Он ограничивается общими фразами и декларативными заявлениями:
"Вещественное материнство находит свое выражение в идее высшего материального порядка, изначального ius naturale. Олицетворения природы-матери становятся хранительницами этого древнейшего человеческого правопорядка, за соблюдением которого они следят и за нарушение которого карают. В Фемиде этот порядок предстаёт как статическое, имманентное свойство материи, в Пэне же, Дике, Эринии и Немезиде - как активная, наказующая сила. Первая есть сам закон, последние - его исполнительницы. Убитая женщина, возвращаясь к Матери-Земле, сама становится Эринией. Эриния матери преследует Ореста (Гигин, Мифы, 119), Эринии вступаются за Прозерпину, чтобы отмстить Тесею и Пирифою (Гигин, Мифы, 79)".
Если отбросить бла-бла-бла пустопорожнее, то на деле оказывается, что кроме мифических Эриний некому наказать преступника за совершённое им преступление. Это равносильно полному отсутствию правоприменительных практик. Может ли существовать общество, которое всецело возлагает на Эриний возмездие за убийство и другие преступления? Сомневаюсь я, однако. Молги ли бадарийцы прожить 1300 лет без войн и революций при таком раскладе? Меня терзают смутные сомненья.
Я здесь выскажу осторожное предположение о существовании у бадарийцев механизма, приводящего в действие материнское право. Намёк на существование такого механизма я вижу в «кладбищах холостяков». Можно предположить, что у женщин бадарийской культуры существовали тайные союзы. Они регулярно собирались в этих "междусобойчиках" и принимали совместные решения. Мужчины, совершившие те или иные преступления, по решению союза, подвергались изгнанию из общины. Соответственно, женщины "не давали" изгоям. Будучи маргиналами, они оставались бездетными, жили и умирали "на обочине" общинной жизни. Там же их и хоронили. Я помню, раньше у нас за деревней, в поле, был погост, где хоронили домашних животных.
"Собрание жриц". Додинастический Египет, Негада I, из Абидоса, около 3700 г до н.э (Cemetery U).
Источник картинки.
Вот, может быть, у бадарийцев и в других матриархальных обществах существовал такой механизм правоприменения. Как говорится, на Эриний надейся, а сам не плошай. До Бога высоко, до царя далеко, а в общине надо незамедлительно отделять "мух" от "котлет", иначе "мухи" всё засрут и наступит всеобщее разложение.
Наверно существовали и какие-то иные правоприменительные практики, о которых мы ничего не знаем. Но, как бы то ни было, существование женских тайных союзов я полагаю основным регулирующим фактором.
Хронологически женские союзы появились гораздо раньше мужских. И, в принципе, понятно, что структурированное женское общество гораздо сильнее (даже физически) отдельно стоящих мужчин. Пройдёт ещё много веков, прежде чем в среде изгоев появятся свои мужские союзы. Они сыграют ключевую роль в победе патриархата.
Очевидно, первые римляне, жившие без жён, были такими изгоями, которые выжили и дали после себя потомство, похитив сабинянок.