Женщины и домовые духи.

Aug 26, 2020 14:05

Л. М. Управителева в своей монографии "Женщина и мужчина в первобытном обществе. Опыт гендерного исследования" говорит, что "вообще у многих северных народов существуют женские духи - покровительницы семьи.Такова, например, Алалт у кетов, обитающая в деревянных человеческих фигурках - алэлах, которые хранятся в каждом доме и передаются по наследству. Считалось, что алэлы помогают женщинам вести хозяйство, растить детей, облегчают им роды (Алексеенко Е.А. Кеты. Историко-этнографические очерки. Л., 1967., с. 180). Всю обрядность с этими семейными покровителями совершали женщины, хотя по наследству они передавались по мужской линии. Кроме кетов, таких же духов-покровительниц мы находим у ненцев, селькупов. У саамов (Кольский п-ов) большим почитанием пользовалась Саракка, которой приписывали создание мира, а кроме того, исключительное влияние при родах. Жертвоприношения Саракке делались обыкновенно во время родов или после рождения ребёнка. Знаменательно, что в отличие от всех других жертвоприношений на них присутствовали только женщины (Абрамова З.А. Изображения человека в палеолитическом искусстве Евразии. М.; Л., 1966, с. 78)."

Про алэлы подробнее - здесь.



Рисунки алэлов из книги В.И.Анучина «Очерк шаманства у енисейских остяков».

Вообще, это тема для большого исследования, - я имею в виду отношения женщин и домовых духов. Женщина - "хозяйка домашнего очага", а домовой - это дух домашнего очага. Живёт домовой на печи за трубой, в запечье и подпечье, из-за чего именуется: рус. голбе́шник (голбец - перегородка за печью), запечник, белор. подпечник.

Л. М. Управителева пишет: "У первобытных народов Сибири и Дальнего Востока, где семья имеет большое социальное значение, главной семейной святыней и предметом почитания является огонь очага и связанные с ним предметы, например, деревянное огниво у чукчей. Хранительницами очага и исполнительницами важнейших семейных обрядов являются у этих народов, как правило, женщины. У энцев мужчина не смел приближаться к огню, даже раскурить его трубку могла только жена; огонь передавался по наследству от матери к дочери (Симченко, 1976, с. 193). У нганасан на женщине лежал присмотр за огнём и «кормление огня» - бросание в него кусочков пищи. (Попов, 1984, с. 28). У эвенков хозяйка дома перед началом семейной трапезы бросала в очаг самые лакомые кусочки еды и говорила: «На, ешь, сыта будь, зверя дай, чтобы сыто было». Цит. по: (Токарев, 1986, с.173).

Да и сам огонь, семейный очаг у большинства народов олицетворялся в женском образе. Нивхи называли его старухой огня, нганасаны, энцы, нанайцы - матерью огня, эвенки - бабушкой (Токарев, 1986, с, 173; 1990, с. 250), У коряков прибор, служащий для добывания огня (деревянная дощечка в виде человеческой фигуры - самый важный предмет в хозяйстве), носил название «огонь-женщина» (Ефименко, 1938, с. 422)".

домовые духи, венеры, кеты

Previous post Next post
Up