Игры разума.

Aug 11, 2020 16:23

Вспоминается фильм «Игры разума» (англ. A Beautiful Mind ), когда читаешь такое:

"Кощей не так прост, как кажется. Ведь он является хранителем Космического яйца, которое находится в утке, а та, вместе с зайцем - в железном сундуке под зеленым дубом в море-океане, на острове Буяне.


Заветное яйцо зарыто под корнями Мирового древа, места обитания Великой богини. Сама она появлялась в сказках в образе утки, оберегающем свое священное сокровище.

Кощей, таким образом, спутник Великой богини, ее верный слуга, жрец и супруг. А, также, ее защитник и хранитель. И он своим бессмертием, точнее, его потерей расплачивается за свою преданность ей.

Но, как же выглядел Кощей? О нём известно, что он летает. А в природе летать могут только птицы. И древнейшим символом Великой богини была птица. Так, может и её хранитель изначально мыслился в птичьем облике? Птица-самец должен оберегать яйцо снесённое птицей-девой. Тем более, что яйцо не простое, а магическое-космическое. Он её супруг и сторожит плод своей любви. В этом и заключается символический смысл жречества.

Испокон веку на утку охотились, а курица была самой первой одомашненной птицей. Петуха русские называют кочетом или кочем. Эти слова родственны и созвучны имени Кош, Кощей. В основе этих слов лежит форма “ко-” - характерный звук, который издают и петухи и курицы. Вот и получается, что Кощей - куриный муж, петух.


В одной из былин упоминается отчество Кощея - Трипетович. Трипетович значит - Трипетухович или третий Петухович, третий цыпленок у своих родителей. Таким образом, отчество Кощея свидетельствует о том, что он потомок Кочета.

В русских сказках есть персонаж по имени Марья Моревна. Сказочная героиня, в данном случае, играет роль богини плодородия, которая становится гостьей Кощеева подземного царства на время холодов, когда у земледельцев наступает перерыв в их хозяйственной деятельности. Этот сюжет является отголоском очень древних времён матриархата. Изначально Марья Моревна, как одно из воплощений Великой богини, обладала властью над всеми божественными силами, в том числе и над Кощеем. Сказка подчёркивает его подчиненность в ту эпоху. Но в патриархальные времена их роли переменились.


Марья (Мария, Марея) означает буквально Ма(ть) Рея. А Рея - мать великих греческих богов. Поэтому одна из форм обращения к ней могла звучать как Мать Рея (Ма Рея или просто Мария). Получается, что греческая Рея и русская Марья Моревна - воплощения Великой богини. Они параллельные персонажи родственных мифологий.


А в русской мифологии есть персонаж, который открывает изначальный смысл образа Реи. Это Курочка Ряба, которая снесла яичко не простое, а золотое. Мало кто догадывается, что Курочка Ряба олицетворяет прародительницу мира. А прообразом снесённого ею золотого яичка является Космическое яйцо, символизирующее всю Вселенную.

В сказке названо ещё одно имя Великой Богини - Ряба (Ръя-ба или богиня Рея). Слово рябка (куропатка) и рябок ( ря-бок) означает у русских “птицу куриного рода из числа лесной дичи”, его последний слог фактически открывает свою исходную форму “бог”. Вторую часть имени Ряба, можно истолковать как сокращение (укороченную форму) слова “баба”, которое встречается в именах верховных божеств у самых разных народов. По всей видимости, в древности у индоевропейских народов слова “баба” и “бог” (“богиня”) использовались как синонимы. И это можно рассматривать как воспоминание о культе Великой Богини."

(Источники - КОЩЕЙ - НАСЕДКИН МУЖ и КУРОЧКА РЯБА, или ПРОСТО МАРИЯ, но, очевидно, Елена Денн "позаимствовала" всё вышеизложенное у Абрашкина Анатолия Александровича из его сборника "Мы - арии. Истоки Руси").

Что тут можно сказать? Древнегреческие мифы не имели канонической версии и частенько мифы "осциллировали", играли смыслами, имели разные концовки. Драматург Еврипид любил выбирать для своих трагедий самые редкие и малоизвестные варианты мифов (например, в трагедии "Медея"). Но там хотя бы была известна общая "канва", общая сюжетная линия. В древнеславянской же мифологии, кроме имён неких божеств, мы вообще не знаем никакого сюжета. Так что здесь "лепить" можно всё что угодно. Это подобно тому, как если бы кинорежиссёр сказал сценаристу: "Предлагаю тебе написать сценарий про Васю, Дашу и Машу. Что напишешь - неважно; главное, чтоб фильма была про Васю, Дашу и Машу".

неоязычество, мифология

Previous post Next post
Up