Довольно часто можно прочитать примерно такое: "Обычай предоставлять девушкам до замужества полную половую свободу тесно связан с «материнским правом» - памятью о тех далёких временах, когда групповой брак и беспорядочные в нашем понимании половые связи людей исключали всякую возможность достоверно узнать происхождение отца. <...> В современной парадигме мы наблюдаем <...> деконструкцию брака как обязательного атрибута, а также более лояльное отношение общества к добрачным связям. В итоге происходит интересный в своей парадоксальности дуализм: постмодерн, будучи прямым порождением модерна, в каких-то своих отдельных аспектах похож на <...> допатриархальный премодерн".
Надо с этим "разобраться". Так ли уж похожа современная молодёжь на молодёжь древних (и современных) матриархальных обществ?
Различие прямо бросается в глаза. Если в наше время у девушки есть "зазор" между половым созреванием и материнством, то в древних обществах никакого такого "зазора" не было. Возможность "зазора" создают современные средства контрацепции: можно заниматься сексом без последствий. Чем, собственно, и занимается нынешняя молодёжь в возрасте от 15 до 25 лет. Понятное дело, что в древности девушки не могли "гулять" так долго; первый же секс заканчивался беременностью и родами. А дальше - материнские заботы: чем накормить дитя, игрушки-постирушки, и пр.
Не было в древних обществах и самих "гуляний", как это практикуется в наши дни: девушка, часто несовершеннолетняя, играет в "обнимашки" и "целовашки" в многолюдном месте, и все проходят мимо, и всем как бы "по барабану", что этот подросток, с которым она целуется, наверняка не женится на ней, а возьмёт её в жёны, всю уже "помятую" и "б/у-шную", другой мужчина, которому она изменяет на глазах у всех. Нет, в древних обществах всё было иначе. В качестве примера возьмём современных масаев, сохранивших традиционный образ жизни.
Среди масаев, особенно у их племени доробо, с давних пор существует еще один очень странный и любопытный обычай. После того, как мальчику сделают обрезание, он получает право искать себе невесту. Для этого он выходит на улицу, прихватив с собой лук со стрелами. И как только потенциальный жених увидит привлекательную девушку, он… стреляет в неё из лука. Какого-либо вреда молодой особе эти стрелы не причиняют, поскольку концы у них затуплены. Однако такая необычная «охота» показывает окружающим, и в первую очередь, невестам, что мальчик проявляет интерес к представительницам противоположного пола, поскольку стал юношей.
Никаких "гуляний" здесь нет. Мальчик на расстоянии стреляет из миниатюрного лука (как не вспомнить тут Эрота-Купидона-Амура?) в приглянувшуюся ему девочку и смотрит на её реакцию. Если девочка сломает его стрелку, значит - "облом", ищи себе другую.
Или вот
ещё один характерный пример:
На небольшом микронезийском острове Романом важнейшим атрибутом любовных отношений между мужчиной и женщиной являются так называемые «любовные трости» - фелаи. Они похожи на полуметровые остроконечные копья, верхняя часть которых украшена знаменитым микронезийским орнаментом, узор которого индивидуален для каждого владельца фелаи. Орнамент - это своего рода паспорт микронезийца. Именно эта тросточка, которой на острове вооружены исключительно мужчины, становится замечательным средством передачи любовной информации. При удобном случае кавалер показывает избраннице орнамент своей «любовной трости», и она (независимо от того, нравится ей владелец фелаи или нет) внимательно изучает его. После демонстрации фелаи мужчина ждёт наступления ночи. Потому что местная мораль определяет для любви ночь, а не день. Ночью юноша, вооружённый фелаи, подходит к хижине избранницы и просовывает в щель в стене из листьев свою трость. Затем девушка подаёт соответствующий сигнал: втянутая внутрь трость означает «ты мне нравишься», а вытолкнутая наружу - «уходи».
Опять же всё "шито-крыто", никаких "гуляний". Похожие формы имеет и так называемый "гостевой" брак в сохранившихся до сего времени матриархальных обществах. Никаких "беспорядочных половых отношений".
Вообще, все архаичные общества буквально "помешаны" на порядке. Всё у них ритуализируется, вводится в русло того или иного ритуала. Об этом, в своё время, много писал Мирча Элиаде. Любой беспорядок представлялся им как предвестник конца мира и всеобщей погибели. Именно поэтому у них и невозможны "беспорядочные половые отношения". Но, тем не менее, эти разрушительные, деструктивные отношения приписываются, с завидным упорством, традиционным обществам, да ещё при этом связывают это скотство с «материнским правом».
Материнское право - это право матери на то, чтобы мужчины оставили её в покое на период беременности и вскармливания ребёнка. Надо понимать, что без этого права, без защиты материнства, любое племя с "беспорядочными половыми отношениями" просто обречено на вымирание. Можно представить себя такую картину: матери надо кормить ребёнка, а тут в пещеру входит мужик и, размахивая дубинкой в руках, предлагает: "пойдём, погуляем!" В первобытном обществе и без того имелась большая младенческая смертность, женщины частенько умирали при родах, а тут ещё и похотливые самцы не слезают с бедной женщины... Нет, конечно, в кино или в больном воображении можно представить себе такое общество, но оно явно нежизнеспособное. Если бы древние люди занимались "беспорядочными половыми отношениями", нас точно бы не было.