О времени и пространстве в гендерном аспекте.

Jul 16, 2020 11:50

natalija_khaf в своей записи Бытие-к-смерти: между модусами времени и пространства (мифологическое, гендерное) говорит, что что женское она ассоциирует с идеей времени, с временением (стратегия, нацеленная на освоение мира), а мужское - с пространственным модусом человеческого бытования (стратегия самоутверждения в мире).

В принципе, нечто похожее я тоже высказывал в данном сообществе, только связывал женское со статичностью, а мужское - с динамичностью. Женщины - домохозяйки, домоседки, а мужчины - первопроходцы-"магелланы".

Также можно вспомнить английскую поговорку Men make houses, women make homes. Дословный перевод: Мужчины строят здания, а женщины превращают их в жильё. Мужчины работают "вовне", а женщины - "внутри".

То есть женское больше ассоциируется с внутренностью, а мужское - с внешностью. Интересно, что Отто Вейнингер считал евреев "женским" народом, а индоевропейские народы относил к "мужским". И он говорил, что у евреев никогда не было особой тяги к изобразительным искусствам, в отличие от греков, например. Почему? Да потому что женщина любит ушами, а мужчина - глазами. Чтобы услышать, например, голос Бога, надо остановиться и замереть. Но, чтобы увидеть как можно больше, надо, наоборот, много двигаться и путешествовать.



И далее natalija_khaf задаётся вопросом: если женское ассоциируется с временением, то как же быть с мужским богом Кроном (Кроносом, Хроносом), который пожирает своих детей, дабы избежать временности своей власти? "Вот и Шива, например, олицетворяет смерть в индийской культуре, правда, наряду со своей женой - богиней Кали".

И далее она пишет: "Усиление мужских богов в вопросах времени и смерти происходит в эпоху перехода к патриархальности, суть которого состоит в смене модусов воли. В более раннюю эпоху смерть связывалась с логикой самой жизни, где смерть воспринималась как конец земного способа существования, а значит - как возможный переход в иную форму (смерть - опыт трансформации, и не всегда физической, но и духовной - тоже). Усиление рациональной воли (общей рациональности человека) иниициировало отделение и оформление воли-к-власти в её изначальном регистре - подчинении и подавлении других. Отныне смерть более связывается с непримиримой борьбой, с уничтожением соперников, что является выражением воли-к-власти (мужской модус воли), за который отвечают мужские божества. Смерть стала не столько выражением идеи временности всего, сколько основным способом борьбы за власть, за изменение структуры пространственных отношений".

Да, если сюда ещё присовокупить картины массовых человеческих жертвоприношений, организованных правителями ацтеков, кровавую опричнику при Иване Грозном и репрессии "врагов народа" при Сталине, то вместо Смерти с косой в женском обличии более подойдёт мужской образ демона Харона с кувалдой в руках.

Если же брать в целом, то "женское" время - оно опять же "внутреннее", как субъективное переживание, тогда как "мужское" время - это время как объективный "срок", например, время царствования такого-то фараона, период расцвета или заката такой-то империи.

В этом смысле, период до Троянской войны можно считать "женским" временем, а после Троянской войны - "мужским". Родо-племенно время потому "женское", что там внешне мало что меняется, всё идёт по кругу, своим чередом, календарными циклами. Но вот появляется какой-нибудь Александр Македонский и устанавливает своё "мужское" время: отныне все календарные циклы летят в тартарары и народы подчиняются царским декретам и указам.

время, гендерное, смерть

Previous post Next post
Up