Женщины и средневековая ересь.

Jul 13, 2020 20:44

(Из книги Сильвии Федеричи "Калибан и ведьма")

"Одним из наиболее важных аспектов движения еретиков является высокий статус, которым оно наделяло женщин. По словам Джоаккино Вольпе, в церкви женщины были никем, но здесь они считались равными; они обладали теми же правами, что и мужчины, и могли пользоваться всеми благами общественной жизни и мобильности (путешествовать, проповедовать), которые в средние века больше нигде не были им доступны (Volpe 1971: 20; Koch 1983: 247). В еретических сектах, прежде всего у катаров и вальденсов, женщины имели право отправлять таинства, проповедовать, крестить и даже получить священнический сан. Еретики допускали совместное проживание мужчин и женщин, даже если они не были женаты, поскольку не опасались, что это обязательно приведёт к распутному поведению. В общинах еретиков женщины и мужчины часто свободно жили вместе, как братья и сёстры, по примеру агапических общин ранней церкви. В
свою очередь женщины формировали собственные общины. Типичный пример - бегинки, мирянки из городского среднего класса, которые жили вместе (особенно в Германии и Фландрии), обеспечивая себя собственным трудом, вне мужского контроля и без подчинения монастырским правилам (McDonnell 1954; Neel 1989).

Неудивительно, что женщины представлены в истории ереси как ни в одном другом аспекте средневековой жизни (Volpe 1971: 20). По словам Готтфрида Коха, уже в XI веке они составляли большую часть богомилов. Во Франции и Италии в XI веке, это снова были женщины, которые дали жизнь еретическим движениям. В то время женщины-еретички приходили из самых бедных слоёв крепостных крестьян, они составили истинно женское движение, развивавшееся в рамках различных еретических групп (Koch 1983: 246-47). Еретички также присутствуют в отчётах инквизиции; о некоторых мы узнаём, что они были сожжены, о других, что они были «замурованы» (wall in) на всю оставшуюся жизнь.

Но  ни ожесточённое преследование, ни демонизация ереси не могли предотвратить распространения еретических убеждений. Как пишет Антонино ди Стефано, отлучение, конфискация имущества, пытки, смерть на костре, крестовые походы против еретиков - ни одна из этих мер не могла подорвать «колоссальную живучесть и популярность» haeretica pravitatis (еретической греховности) (di Stefano 1950: 769). «Нет ни одной общины», писал Жак де Витри в начале XIII века, «в которой бы ересь не имела своих сторонников, защитников и верующих». Даже после крестового похода против альбигойцев в 1215 году, который уничтожил оплоты катаров, ересь (вместе с исламом) оставалась главным врагом и угрозой, с которой церкви пришлось столкнуться. Её рекруты прибывали из всех слоёв общества: крестьянства, низших чинов духовенства (тех, кто сочувствовал беднякам и переводил их борьбу на язык Евангелия), городского мещанства и даже младшей знати. Но народная ересь - это в первую очередь феномен низшего класса. Среда, в которой она процветала - это сельский и городской пролетариат: крестьяне, сапожники и суконщики, «к которым ересь обращалась, проповедуя равенство, разжигая в них повстанческий дух пророческими и апокалиптическими предсказаниями» (там же: 776).

Мы можем составить себе представление о популярности еретиков из процессов, которые инквизиция всё ещё вела в 1330-х годах в районе Тренто (Северная Италия), против тех, кто приютил у себя апостоликов, когда их лидер Дольчино проходил через эту область 30 лет назад (Orioli 1993: 217-37). К моменту прибытия Дольчино и его последователей, многие готовы были открыть перед ними двери, предоставляя убежище. В 1304 году, возвестив приход святого царствия нищеты и любви, Дольчино создал сообщество среди гор Верчелли (Пьемонт), местные крестьяне, уже восставшие против епископа Верчелли, поддержали его (Mornese and Buratti 2000). На протяжении трёх лет дольчинианцы противостояли крестовым походам и выдерживали блокады, которые епископ объявил против них - и женщины в мужском облачении сражались бок о бок с мужчинами. В конце концов, они были побеждены голодом и подавляющим превосходством сил, которые мобилизовала против них церковь (Lea 1961: 615-20; Hilton 1973: 108). В тот день, когда войска, собранные епископом Верчелли, наконец взяли верх, «более тысячи еретиков погибли в огне, в реке или от меча, самой жестокой смертью». Спутницу Дольчино, Маргариту, сожгли на медленном огне у него на глазах, потому что она отказалась отречься. Самого Дольчино провезли по многим улицам, постепенно разрывая раскалёнными клещами на куски, чтобы преподать урок местному населению (Lea, 1961: 620)".

В продолжение темы см.: Апостолики ("апостольские братья").

христианство, еретики

Previous post Next post
Up