Сардиния известна своими нурагами.
Всего на острове учёными найдено около 8 000 башен, но в древности их было куда больше. Некоторые из исследователей называют цифры от 20 до 30 тысяч.
К сожалению, целых каменных башен на Сардинии практически не сохранилось. Большая часть нурагов разрушена до самого основания. Однако, сохранившиеся фрагменты указывают на хорошо продуманную и безукоризненно выполненную конструкцию. Высота некоторых строений, не имеющих фундамента, достигала 20 метров, а их диаметр - 30-50 метров. У основания стены нурага были 4-5 метров толщиной.
Кроме отдельно стоящих нурагов сооружались целые нурагические комплексы, когда вокруг центрального строения возводилось множество башен самой разной высоты. Вокруг нурагов потом строились целые деревни из круглых каменных хижин - «пиннетт», выложенных из камня.
О назначении нурагов у историков и археологов единого мнения нет и по сей день. Известно лишь, что практически во всех исследованных нурагах археологи находили рога оленя. Они покоились в специальных углублениях под стенами. Возможно, олень для нурагийцев был священным животным.
О нурагийцах сегодня известно совсем немного. Их происхождение и этническая принадлежность туманны. Единственное, о чём с уверенностью заявляют исследователи, нурагийцы не были индоевропейцами.
Первые люди на Сардинии появились почти 10 000 лет назад, возможно, с Корсики. Вторая волна переселенцев пришлась на эпоху неолита, где-то 4-5 тысяч лет назад. По мнению известного русского учёного А.И. Немировского, Сардиния в эпоху строительства нурагов была промежуточным пунктом миграции предков этрусков из Малой Азии в Италию. Действительно, изделия искусства нурагийской культуры обнаруживают определённое сходство как с этрусским искусством, так и с изделиями восточного Средиземноморья. Однако, по мнению этрусколога Массимо Паллоттино, архитектура нурагийской культуры была в своё время самой прогрессивной для всех цивилизаций западного Средиземноморья, даже в сравнении с регионом Великой Греции на юге Италии.
Но, возможно, я так думаю, предки этрусков переселились в Италию не из Малой Азии, а с Сардинии. А на Сардинию, может быть, попали с Корсики. Кстати, на Балеарских островах тоже имеются похожие сооружения из камня.
Интересно то, что эгейская цивилизация зародилась на маленьких островах. Затем произшёл расцвет крито-минойской культуры.
Может быть, и там произошло переселение с маленьких островов на большой остров Крит?
Но почему великие культуры и цивилизации зарождаются на островах? Египет, кстати, хоть и не на острове, но окружённый со всех сторон пустынями, является по сути оазисом, то есть "островом" в "море" песка.
Наверно, главное условие для зарождения цивилизации - изоляция.
Нужно оставить этот наукообразный бред, что все цивилизации зарождались на пересечении торговых путей. Да, действительно, в своё время появилось много городов на оживлённых торговых путях. Но, понятное дело, все эти города вторичны по отношению к движению товаров из первичных центров цивилизации. Не было бы этих товаров, не появились бы и города на торговых путях.
Итак, изоляция. И я бы сюда добавил ещё гений. Гений + изоляция = цивилизация. Архимед + Сицилия = культура Великой Греции. По преданию, Архимеда в Сиракузах убил какой-то римский солдат. По версии, описанной у Плутарха, Архимед перед гибелью просил солдата немного обождать, чтобы задача, которой он был на тот момент занят, получила решение.
Почему в евразийских степях не зародилось никакой цивилизации? Ну, потому что "Россия - это ледяная пустыня, по которой бродит лихой человек с топором" (К. Победоносцев). Нужно создать условия, чтобы "лихой человек с топором" не портил то, что созидают люди культуры. А на островах и не надо ничего создавать, там эти условия созданы самой природой.
Во время Великого переселения народов очень многие люди римской культуры оказались на острове Ирландия, спасаясь там от "лихого человека с топором". И мы знаем феномен средневековой Ирландии. Тогда этот остров называли не иначе как "Остров святых и учёных". Именно с "Острова учёных" Карл Великий пригласил ко двору учителей и учёных монахов - Алкуина, Теодульфа и других, которые составили "Каролингский минискул" - легко читаемое латинское письмо. Ирландский богослов Альбин Алкуин сочинил "Письмо об изучении наук" и трактат "Всеобщее увещевание", обосновывающее необходимость всеобщего обучения и подготовки учителей. Дворцовая школа, созданная при Карле, получив название Академии, переезжала вместе с королевским двором и обучала не только детей императора, его приближённых и высших лиц церкви, но и талантливых выходцев из более низких сословий. С того времени день св. Шарля (Карла) во Франции отмечают как школьный праздник.
Если мы посмотрим на Древнюю Грецию, то вся классическая культура была сформирована на протяжении жизни всего трёх поколений, то есть где-то примерно 120 - 130 лет. Ко времени появления на исторической сцене Александра Македонского уже наметился культурный упадок. Что это было? Как произошла эта "вспышка сверхновой" Эллады? Очевидно, и здесь были созданы благоприятные условия для интеллектуального творчества. И, наверно, не во всех древнегреческих полисах, а, может быть, в одном, "островном"; во всяком случае, не Спарта стала там "островом учёных".
После гибели Византийской империи поток учёных устремился в Северную Италию, где в то время существовали города-коммуны, чем-то напоминающие древнегреческие полисы. И в этих городах-коммунах произошла "вспышка" Ренессанса. Значит, к формуле "гений + изоляция от дураков" надо добавить ещё один компонент - "свобода творчества". Ибо те коммуны (не все, но, по крайней мере, некоторые) как раз отличались невиданными для своего времени свободами. (Кстати, потому-то православные греки и не бежали в православную Москву, казалось бы, родственную им по духу, что в Москве посадили на цепь и уморили голодом св. Максима Грека, который опрометчиво позволял высказывать своё мнение. В Москве это было не принято: там был царь со своим мнением, а все остальные - безгласные холопы.) Ну и теперь напишем окончательную формулу: гений +
(само)изоляция + свобода = цивилизация.