Тёмная Богиня.

Jun 10, 2020 18:02

Существует образ Праматери ( или, если угодно, Первоматерии) , зачастую чудовищного облика. Самый известный образ - шумеро-вавилонская Тиамат, могущественная богиня в обличье дракона с челюстями крокодила, львиными клыками, крыльями летучей мыши, лапами ящерицы, орлиными когтями, питоньим телом и воловьими рогами. Другой пример - ацтекская богиня Тлальтекутли, также имеющая облик огромного дракона или крокодила. (См. также Образ богини Коатликуэ наводит на размышления) В других мифах облик первоматери не упоминается, но о её хтонической, тёмной природе можно догадаться по порождённым ею существам. Такова греческая Гея, богиня земли. Её чрево рождает чудовищ- титанов, циклопов, сторуких великанов-гекатонхейров. Ею же был порождён и Тифон- стоглавый дракон, противник Зевса.



В орфических гимнах, которые как считается, воспроизводят самые древние пласты греческой мифологии, Никта «Ночь» прямо называется прародительницей Вселенной. Вначале Никта Эвринома, Богиня всего сущего, восстала обнажённой из Хаоса и обнаружила, что Ей не на что ступить и опереться. Поэтому Она расчленила Хаос и отделила три части: Широкогрудую Гею, всеобщее безопасное пристанище, равного Ей ширью звёздного Урана, чтобы он точно покрыл Её всюду, и шумного Понта, омывающего со всех сторон Гею. Свет и день родились от Мрака и Ночи. Ночь также порождает Мойр (божеств судьбы) - силы, скрывающие в себе тайну жизни и смерти. Иными словами Рок или Судьба, перед велениями которой бессильны и сами боги, оказывается порождением изначальной Тьмы. Своеобразное предупреждение белосветным богам - чтобы не забывали, что на самом деле лежит в основе мироздания.

Несмотря на то, что Тёмная Богиня рождает космос, она, в конце концов, оказывается враждебной ему. Её порождения несут в себе явный отпечаток изначального Хаоса; то, как она их творит, несёт в себе всё тот же след неустроенности, случайности, «творческого поиска», вынуждающий Богиню порождать всё новых и новых чудовищ. Это идёт вразрез с требованиями нового поколения богов, которым нужен полностью обустроенный, предсказуемый мир.

Тёмная Богиня оказывается врагом демиурга - практически всегда мужского бога. Свой порядок он утверждает именно за счёт победы над Богиней Хаоса или на худой конец, над её хтоническим потомством. Чтобы уничтожить молодых богов, Тиамат порождает своих чудовищ: демонических львов, кентавров, гигантских змей и драконов. Но бог Мардук убивает богиню и из её тела создаёт мир, знаменуя тем самым временное торжество космоса над Хаосом. Эта же победа даёт ему право на титул царя богов. Бог Уран заточает во мраке своих детей-великанов, греческий громовержец Зевс побеждает Тифона, тогда как все остальные боги в страхе бегут от детища Геи и Тартара. Тем самым происходит окончательное возвеличивание Зевса как бога над богами, а также заканчиваются все попытки Геи оспорить власть олимпийцев.

Разумеется, образ Всеобщей Матери не исчезает из сотворённого космоса. Однако тут женское начало играет уже принципиально иную роль - оно порождает заведомо заданных тем или иным демиургом стандартных существ. Речь идёт уже не о творении, а о простом воспроизводстве. Распространяются культы богинь плодородия,- толстых женщин с массивными бёдрами и огромными грудями.



Силы Тьмы в этом мире загнаны в глубокое «подполье». Чудовища Хаоса после поражения их главного лидера, расползаются по самым дальним уголкам сотворённого мира, в пассивном ожидании какого-нибудь Зигфрида или Геракла, жаждущего совершить очередной подвиг. Единственное место, где Тёмные боги, демоны и всевозможные монстры чувствуют себя относительно комфортно - Подземный мир, царство Смерти. Там мы видим и новое воплощение Тёмной Богини, выступающей в роли Владычицы Преисподней.

Своеобразный переход от богини - прародительницы всего живого к владычице царства мёртвых мы наблюдаем в японской мифологии. Там богиня Идзнами порождает на свет Японские острова и самых разнообразных божеств: земли и воды, ветра и туманов, гор и ущелий. Но, когда рождался бог огня, Идзанами оказалась так обожжена, что вскоре скончалась в страданиях. Тем не менее до самой смерти она продолжает рожать новых божеств - всё тот же принцип безудержного воспроизводства, рождения форм из Хаоса. Безутешный вдовец, бог Идзанаки мечом отсёк голову огненному сыну, из крови которого, так же как из слёз его отца, появились новые боги.

Отправившись за супругой в подземное царство, Идзанаки достиг замка, где она скрывалась. На его просьбу вернуться в верхний мир, она ответила, что уже вкусила пищи мёртвых. Однако Идзанаки врывается в её замок и при свете факела видит, что его супруга превратилась в полусгнивший труп, в котором копошатся черви. Она позвала его к себе, но Идзанаки в ужасе бросился вон.

Разгневанная Идзанами послала ему вдогонку толпу злобных духов-ведьм, а потом и сама погналась, возглавив порождённых ею демонов. В конце концов Идзанаки выбрался в верхний мир (после дополнительных испытаний), загородив вход в него огромным камнем. Идзанами поклялась убивать ежедневно тысячу живых существ. В ответ Идзанаки пообещал, что ежедневно на свет будет появляться полторы тысячи существ, на этом отношения между супругами были окончательно разорваны.

Подобные сюжеты при желании можно найти и в других мифах, но здесь эта задача на ставится. Главное прослежена преемственность - богиня, породившая остальных богов и демонов, изгнана в подземный мир, который огораживается от мира живых прочной стеной.

Вавилонская богиня Эрешкигаль угрожает небесным богам, что если они не пошлют ей гостя из своего круга, она выпустит на землю орды мертвецов, которые будут пожирать живых. От мифа к мифу мы видим, как Тёмная Богиня исподволь готовит своё возвращение, постепенно накапливая силы. Логическим этапом становятся представления о богине - единовластной владычице Царства Мёртвых.

В скандинавской мифологии мы уже находим такую богиню - это Хель, ужасная великанша, половина тела которой была живой, а вторая половина - сгнившим трупом. Хель - дочь бога Локи, которая как двое других его порождений - волк Фенрир и змей Йормунганд, враждебны богам. Хель таится в Преисподней, где собирает мертвецов, которые в Последней Битве выйдут наружу, чтобы сразится с войском богов. То есть она хоть и не сразу, но выполнит угрозу, которой только пугала вавилонская Эрешкигаль. И это - ещё одно свидетельство всё возрастающей роли Тёмной Богини, которую уже не сдерживает никакой супруг.

Хель делает ещё один шаг на пути Тёмной Богини к своему окончательному реваншу - начинает выходить из преисподней. Ведь именно она изначально считалась богиней, возглавляющей легендарную Дикую Охоту - свору призраков, адских псов и прочей нечисти, мчащейся по небу в ненастные ночи. Встреча с этой охотой сулит несчастья и смерть каждому, кто к ней встретится. Есть мифы и о том, что Один подчиняет себе Богиню Смерти, которую символизирует Ночная или Белая Кобыла. Белый цвет не несёт никакого положительного оттенка - это цвет полной луны, савана, голого черепа. «Ночная кобыла» - в английском языке синоним слова «Ночной кошмар».



Один, мужское божество, догоняет ночную кобылу и пленяет её. На первый взгляд, этот миф идентичен тем, в которых демиург укрощает Богиню Хаоса. Однако другие предания показывают, что здесь всё немного хитрее. Во-первых, Один сам уподобляется Хель, возглавив призрачную охоту. Недаром одно из его хейти ( божественных псевдонимов) Слепо-Хель, Смерть-без-Разбора. В некоторых областях Германии представления о двух охотящихся божествах настолько переплетаются, что возникает Дикая Охотница под именем Фрау Воде - как известно у континентальных германцев Один прозывался Воданом. А во-вторых сама полудемоническая, колдовская природа Водана, предопределяет, что его торжество не будет вечным - Хель заберёт его любимого сына Бальдра. Это станет уже прелюдией перед Рагнарёком, когда Хель всё-таки выведет из своего царства легионы мертвецов.

Тёмной Богине становится тесно в Преисподней и она вырывается в мир, созданный демиургом, чтобы нести в него хаос и разрушение.

Одна из таких богинь - кельтская Морриган. В ирландском оригинале её имя звучит как “mor rigain”, что означает “великая королева”. Кельты почитали эту Богиню под разными именами, подчёркивающими Её грозное значение: Бадб (ворон), Немайн (безумие), Маха (значение имени не известно). Чаще всего она принимала облик вороны - птицы, издавно связанной с тёмными, хтоническими силами. Именно в таком виде она уселась на плечо героя Кухулина, когда тот погиб в бою против армии королевы Медб (королевы Коннахта, яростной женщины-воительницы - ещё одной возможной персонификации Тёмной Богини).

Имя Морриган восходит к общему индоевропейскому корню “мар\мор”, связанному со смертью (мором). Отсюда происходит и имя славянской богини Морены, - ещё одной Тёмной Госпожи, которой тесно в преисподней. Мара предстаёт в разных обличьях: это и Яга - безобразная старуха-людоедка, схожая с Хель. Тем не менее, Мара в русских поверьях не столько ночной кошмар, сколько воплощённая судьба, ведающая перемены в судьбах обитателей дома. Иными словами, Марена - божество сочетающее в себе черты сразу нескольких мифологических образов, по сути являющимися проекцией одной и той же сущности - богини судьбы, владычицы подземного мира и богини войны ( павшие на поле боя нередко назывались «сужеными Мары», а баба-Яга представлялась в роли воинственной всадницы-богатырки).

Однако самым ярким примером Тёмной Богини, вырвавшейся из «подполья», является Геката. Несмотря на то, что её дом в Аиде, она может оттуда выходить когда захочет и никто из богов ей в этом не указ. Её родителями почитались титаны Перс и Астерия - воплощения изначальных, доолимпийских хтонических сил. Чаще её изображали с факелом в руке. Считалось, что Геката бродит ночью по дорогам со свитой собак, душами умерших и прочей нечистью. Здесь мы видим проекцию всё той же Дикой Охоты, возглавляет которую в греческой мифологии Тёмная Богиня.

В образе Гекаты мы видим почти полную «реабилитацию» Тёмной Богини. Однако она всё ещё действует в рамках мира, созданного демиургом. Завершающим аккордом реванша Владычицы Тьмы может стать только разрушение Вселенной. Единственным образом, наиболее адекватно отражающим этот аспект Тёмной Богини, является Кали.

Как известно, Кали - индийская богиня смерти, супруга разрушителя Шивы. Внешний вид её почти всегда устрашающий: смуглая или чёрная, с длинными всклокоченными волосами. На ней ожерелье из черепов и серьги из трупов. Язык высунут, у неё длинные острые клыки. Она забрызгана кровью и напивается допьяна кровью своих жертв. В её облике в концентрированном виде отражаются все характерные черты Тёмных Богинь различных мифологий: чудовищность облика и могильная эстетика, воинственность и неудержимая сексуальность.



Кали и по символике и по «роду занятий» мало чем отличается от своего супруга Шивы: также свирепого разрушителя с ожерельем из черепов. Кали является Шакти, «творческой энергией» бога Шивы. «Шива без Шакти есть труп» - классическое изречение в тантризме, Пути Левой Руки в индуизме. Недаром на многих своих изображениях Кали изображается обнажённой или лишь в одном поясе, стоящей на теле Шивы и опирающейся одной ногой на его ногу, а другой - на его грудь.

Вообще кладбищенски-эротическая символика встречается в иконографии Кали и Шивы на каждом шагу. Одно из самых драматических изображений показывает её сидящей на корточках у тела мёртвого Шивы, поглощающей его пенис своим влагалищем, в то время как ртом поедает его кишечник. Эту сцену надо воспринимать не буквально, а духовно. Считается, что Кали принимает во влагалище семя Шивы, чтобы вновь зачать его в своей вечной утробе. Точно так же она пожирает и уничтожает всё живое вокруг себя, чтобы всё создать заново.

Кали вместе с Шивой играет одну из центральных ролей в наступлении так называемой «Ночи Брахмы», происходящей в конце каждой смены «Суток Брахмы» или кальпы - своеобразного эона индуисткой мифологии, длящегося 4.320 миллиардов лет. В конце кальпы Шива-Разрушитель свершает космический танец - тандаву, в ходе которого уничтожается старый мир. Затем Кали окутывает мир Тьмой, содействуя его окончательному уничтожению, и в этой своей функции зовётся Каларатри. Каларатри - Ночь Вечности, когда нет богов, нет людей, и самого мира нет, когда: “в непроглядной тьме слышен только вой шакала“. Это космическая Полночь.

Подобное, но несравненно более масштабное уничтожение мира (махапралайя) происходит в конце Жизни Брахмы, которая длится 311 триллионов 40 миллиардов лет. После этого на такой же срок воцаряется Хаос, который заканчивается рождением нового Брахмы и новой Вселенной.

Индийский мистик Шри Рамакришна, почитатель Кали, так говорит о Тёмной Богине: «Когда не было ни солнца, ни планет, ни луны, ни земли, и когда Тьма окутывала Тьму, тогда Маха-Кали, мать всего существовала вместе с Абсолютом… После разрушения Вселенной Божественная Мать, воплощение Закона, собирает семена для нового творения».

Итак, круг замкнулся! Великая Тёмная Богиня уничтожает мир, возвращая его в себя к состоянию первоначального Хаоса. И она же готовит мир к его очередному возрождению, вновь и вновь напоминая всем, что свет - явление временное и эфемерное, а истинной вечностью была и пребудет лишь Изначальная Тьма!

Авторство принадлежит - Iss (с некоторыми сокращениями и исправлениями). Источник.

лики Богини, Кали, космогония, мифология

Previous post Next post
Up