Из неопубликованной рукописи К.А. ЧЕТКАРЁВА «Сказочное творчество марийцев» (в сокращении).
Источник.
"Древнемарийская сказка имела песенно-диалогический стиль изложения. Её главной героиней была женщина. Пожалуй, в этом особенность таких сказок. Сказок, где действует умная, смелая, трудолюбивая марийская девушка, я насчитал около двадцати. Ещё эти сказки рассыпаны в рукописном фонде МарНИИ, в дореволюционных записях, изданных в переводе на немецкий язык. Разбросанность материала по книгам и рукописям мешала специалистам до поры сделать свои обобщения.
В сказках, где героиня борется со зверями, со злыми существами, в том числе со злодейкой Вувер Кува, и побеждает их, всегда присутствует песня. Ею передана сказочная обстановка, в песне героиня говорит о цели того или иного своего поступка, песней она обращается к окружающим или сказочному предмету, который после того становится точно живой и исполняет любые её желания. Из всего этого можно заключить, что песня имеет и магическую силу.
Но почему здесь главным лицом выступает героиня, а не герой? И с какой стати сказки изложены на песенный лад?
Проще было бы всё объяснить древним происхождением сказок, мол, они из эпохи матриархата, когда тон в роду задавала женщина. Ну а поют там, дабы украсить сказку, сделать её доходчивей.
В этих общих словах, конечно, есть доля истины, но они не увязываются с жизнью марийцев в не столь далёкие времена. Чтобы ответ был достоверным, нужно опираться на материальную и духовную культуру народа, представлять особые закономерности развития народной поэзии и прозы среди мари.
Для создания подобных шедевров и подачи их слушателям сказочник должен быть со всех сторон одарён. Ему нужен дар прозаического рассказа, поэтическое чутьё, музыкальные данные. Получается, всем этим обладали древние мари. И в первую очередь - женщины.
Больше того, я решусь утверждать, что никто иной, как марийская женщина была у нас первым светским музыкантом, поэтом, прозаиком.
Роль нашей женщины в развитии народного искусства велика, хотя об этом определённо до сих пор не было сказано. Неграмотная марийка была мастерица во всех видах искусства: она создала прекрасную вышивку, сложила очаровательные песни, она была и есть чудеснейший игрок на гуслях и осенней трубе. По всем меркам выходит, что в прошлом марийка задавала тон также в изобразительном, поэтическом и музыкальном искусстве.
Ко всему тому она была творцом и исполнителем музыкально-поэтических сказок.
Высокое художественное мастерство в создании сказок и песен пришло к марийке не сразу. К этому её привела та производственно-бытовая обстановка, в которой она пребывала веками. В родовой общине или в большой семье марийская женщина издавна выполняла множество работ, связанных с домашним производством. На ней лежали уход за скотиной, сбор ягод, изготовление одежды и её орнаментация, готовка пищи, воспитание детей и много чего ещё.
Мне скажут, но ведь и ныне многие из этих забот отданы исключительно женщине. Согласен. Но решающее отличие в том, что раньше, в больших родовых семьях, эти работы женщины выполняли обязательно вместе.
Формы совместного выполнения ряда домашних дел марийками сохранились по настоящее время.
Я имею в виду «муш шурмаш» (толчение волокна), «кыне чыкымаш» (мочка конопли), «кўнчыла шўдырымаш» (пряжа волокна), «вынер кырымаш» (смягчение волокна колотушкой), «тўр тўрлымаш» (вышивание) и т. д. Вообще изготовление вышитой одежды от начала до конца было коллективным.
Эти дела требовали от участниц особой ритмики в движениях рук и тела. В дружной работе женщина становилась весёлой, словоохотливой, забывая на время о своём тяжёлом житейском положении. Девушка или замужняя женщина в такие минуты запевала песню, которую подхватывали подруги. А иная, смотря по условиям труда, начинала рассказывать свои поэтические истории. Порой же при вышивании или прядении в домашней обстановке мастерицы бросали работу и начинали вместе разыгрывать представления.
Так у марийской женщины исподволь вырабатывалось художественное чутьё. Как всегда бывает, из ряда творцов выделялись более одарённые вышивальщицы, певицы, рассказчицы. Вообще же, как известно из прошлого, все марийские девушки должны были обретать навыки хотя бы средней руки в том или ином народном искусстве. Скажем, плохая вышивальщица или гуслярша (у горных мари) с трудом находила жениха, ибо о ней ширился слух как о «тока ÿдыр», то есть плохой мастерице. Девушка-невеста у луговых мари должна была научиться играть хотя бы несложную мелодию на осенней трубе «тєтрет пуч» или «шыже пуч». Этой мелодией она извещала в тихий осенний вечер женихов соседних сельбищ - илемов о своём существовании и зрелости для выхода замуж (на снимке).
Из фонда Национального музея РМЭ.
Из сказанного выходит, что у марийской женщины возникли условия, при которых она и творила художественные ценности: песни, сказки, орнаментику и прочее. В длительном поиске возник своеобразный стиль, его отличает спокойствие и простота исполнения. Марийка веками отрабатывала чувство меры в симметрии линий, в ритмике речи. Она создала особую гамму красок в вышивках, в сочетании песенных звуков. В песнях марийки не было выкриков, они отличаются мягкостью мелодии и отсутствием непристойностей в тексте. Даже свадебные и плясовые исполнялись, как правило, без шума и ухарства. Марийская деревня была переполнена тогда грустной сиротской песней и песней девушки, которая ни при каких обстоятельствах не могла выразить своих любовных чувств к молодому человеку, так как её чувства остались бы никем не услышанными.
К женскому творчеству относится значительная часть праздничных и обрядовых песен. Репертуар праздничных песен очень большой, сюда входят песни встречи гостей, их угощения и провожания. В создании свадебных песен, как и песен на девичниках творческая инициатива всегда принадлежала самой девушке и чўчкышо вате."
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
От себя напишу несколько строк.
Да, такие традиционно женские работы, как прядение, ткачество и вышивание, имеют безмерный творческий потенциал. Монотонная, однообразная деятельность провоцирует на создание всякого рода шуток-прибауток в женском коллективе.
Помню, в детстве, после восьмого класса, отец устроил меня на лето работать на току в совхозе, где он сам трудился мельником. Попал я в женский коллектив, и весь день смеялся так, что под конец скулы сводило от боли.
Но здесь надо учитывать ещё и то, что вечера прядения раньше устраивались зимними вечерами, в тёмное время суток. Соответственно, и общий настрой был иным, не таким весёлым и жизнерадостным, как в солнечный летний день.
Очевидно, отсюда и пошли все сказки, как продукт "сумеречного" Бессознательного, как сновидения наяву.
С прядением тесно связана ещё и женская магия, но это - "особь статья", тема чрезвычайно обширная и глубокая, об этом надо рассказывать отдельно, в отдельном месте и с глазу на глаз.
И в конце добавлю ещё фотку одной румынской девушки. Интересно, может быть она тоже созывает женихов?